15 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Куда несёшься, “Тройка”? Как москвичи теряют деньги из-за Дептранса – «Life.ru» — информационный портал

Куда несёшься, “Тройка”? Как москвичи теряют деньги из-за Дептранса

3 года назад 180 Просмотры 0

Карта “Тройка”, введённая Департаментом транспорта города Москвы весной 2013 года, была анонсирована как прорыв в области технологий. Прошло четыре года, а “Тройка”, в отличие от гоголевской птицы-упряжки, никуда не несётся. Напротив, она скорее легла, чтобы съесть все деньги пассажиров. Потеря карты по-прежнему означает пропажу всех средств на ней, система валидаторов даёт осечки, а списание средств отследить практически невозможно.

В редакцию обратился москвич Илья Гордеев, который рассказал нам, что потерял карту “Тройка”, заряженную на год. Стоимость такого тарифа — 18 200 рублей. В кассах и в администрации дептранса помочь ему отказались, несмотря на наличие чека

Пользователь не может как восстановить деньги в случае утраты карты, так и снять деньги, если передумал пользоваться услугами или случайно перевёл на неё больше, чем планировал.

Такую проблему легко бы решила персонификация “Тройки”: чего проще привязать карту к своей фамилии и получить потом по паспорту дубликат проездного?! Но дептранс из года в год кормит москвичей обещаниями. План по персонификации карты, судя по сайту, должен был быть реализован ещё в 2014 году; но со временем рубрика “График нововведений” и вовсе исчезла с troika.mos.ru . Департамент задачу решил самым простым способом — удалением её из плана.

На сайте до сих пор значится некая мифическая “Привязка к мобильному”, но это уже скорее некая декларация о намерениях, нежели план по техническим новациям; скорее всего, имеется в виду возможность внести деньги на карту через СМС. Но это вновь не для пользователей, а для увеличения финансового оборота метрополитена и наземного транспорта.

Ещё одна важная проблема — невозможность удалённого пополнения. Формально вариантов масса: хоть через банковскую карту, хоть виртуальными платёжными сервисами, хоть на сайте “Максимателеком”, предоставляющем доступ к Wi-Fi в метрополитене. Но для получения денег на счёт в любом случае необходимо приложить карту к жёлтому валидатору в метро у касс. Что делать тем, кто ездит на наземном транспорте? Идти пешком до станции метро, прикладывать карту, возвращаться обратно и садиться в троллейбус? Или тратить деньги на проезд до подземки? В столице живут сотни тысяч людей, которые пользуются только автобусами или трамваями, и их эта проблема касается непосредственно.

Читать еще:  Реставрация и ремонт старого деревянного дома своими руками: пошаговая инструкция +Фото до и после +Видео

Дополнительные опции вроде возможности записать модуль “Тройки” на социальную карту не исправляют ситуации. Уж не говоря о том, что один из партнёров этого проекта — УЭК — приказал долго жить в начале 2017 года.

Молчит Департамент транспорта Москвы и насчёт возможности детализации расходов с карты, как это сделано, например, в санкт-петербургском проездном “Подорожник”.

Все перечисленные проблемы связаны в первую очередь с сутью карточки-проездного. Мнение, что она идентична социальной карте или даже подмосковному билету “Стрелка”, ошибочно.

Разберём пластик на атомы.

По смысловому наполнению и архитектуре карта “Тройка” находится на уровне высокотехнологичного картона (вроде одноразовых проездных). Это самая простая технология семейства MIFARE — Ultralight. В ней нет операционной системы или криптографической защиты, как в старших смарт-картах; только программное обеспечение, ускоряющее работу.

Как отметил представитель завода “Микрон”, выпускающего билеты для общественного транспорта Москвы, Алексей Дианов, “карта “Тройка” — нечто между картоном и продвинутой смарт-картой”.

Отсутствие программной защиты и соблюдения правил обращения с персональными данными, предполагаемые продвинутым стандартом Ultralight , сделали проездной таким, какой он есть сейчас: без привязки к личности, без возможностей сохраниться или пополнить счёт карты автоматически. Зачем департамент транспорта сулил москвичам невероятные функции, на которые карта технологически неспособна, остаётся загадкой.

При этом не стоит заблуждаться насчёт того, что такие сервисы в России в принципе недоступны. Подмосковная “Стрелка” является полноценной продвинутой смарт-картой с криптографической защитой и цифровой подписью; на ней есть операционная система, куда крепятся приложения на Java. “Стрелка” обладает файловой системой и расширенной памятью, куда можно записать множество шифрованных данных. Специалисты сравнивают эту карту с компьютером, тогда как “Тройку” называют пренебрежительно калькулятором.

Другие крупные города России следуют общемировым трендам введения бесконтактной оплаты. Среди удачных примеров эксперты называют проект “ЕКАРТА”, введённый в Екатеринбурге почти десять лет назад (ощутимо раньше, чем столичная “Тройка”). Эта система позволяет пассажиру самому выбрать вариант использования пластика: либо проездной на определённый период времени, либо электронный кошелёк, со счёта которого списываются средства по количеству совершённых поездок.

Ещё один неплохой вариант реализации, по оценке Александра Рыжкова из Центра исследований транспортных проблем мегаполисов, — карта жителя Татарстана, которая выполняет функции не только проездного, но даже медицинского страхового полиса или купона на скидку в некоторых магазинах.

Читать еще:  Как восстановить пароль от архива WinRAR - 2019 год

Почему была выбрана подобная архитектура карты “Тройка”, остаётся не вполне понятным. Департамент транспорта Москвы отвечать не стал.

Вероятно, чиновники даже не собирались воплощать в жизнь обещанное; либо они просто не знали, с какими технологиями имеют дело, а прежние и нынешние обещания — всего лишь идеи, которые озвучиваются без какой-либо оглядки на реальность.

А значит, москвичи продолжат терять свои билеты и деньги.

Куда несёшься, “Тройка”? Как москвичи теряют деньги из-за Дептранса – «Life.ru» — информационный портал

Leokost
Активист форума

Откуда: Москва, Теплый Стан
Появился: 29.09.2014
Сообщения: 152

Интересная статья от life.ru. Судя по комментариям, не бесспорная, но основная мысль вызвала скорее положительные отклики.

_________________
Все, написанное мной здесь или в других местах является ИМХО. И если вы со мной не согласны – я это легко переживу.

Ivan
Старейшина форума

Откуда: Тёплый Стан
Появился: 09.11.2016
Сообщения: 8296

Ivan
Старейшина форума

Откуда: Тёплый Стан
Появился: 09.11.2016
Сообщения: 8296

Сообщение набрало критическое количество жалоб и скрыто

Ирина
Модератор форума

Откуда: ЮЗАО
Появился: 14.01.2009
Сообщения: 45459

pantera83
Модератор форума

Откуда: Теплый Стан, дом 4
Появился: 24.12.2008
Сообщения: 33312

_________________
О нас думают плохо лишь те, кто хуже нас, а те, кто лучше нас – им просто не до нас. Омар Хайям

как изменить номер тройки в Активном Гражданине

Изменить номер электронного проездного билета “Тройка” на сайте “Активного гражданина” можно в личном кабинете. Для этого выберите поощрение в виде пополнения карты в разделе “Транспорт”, далее введите номер новой карты “Тройка”.

Что делать, если ты нашел карту “Тройка” на которой много денег, а владелец не объявился?

Радуйся! Катайся! Ни в чём себе не отказывай! Туда едь, сюда едь. Метро, автобусы, троллейбусы, трамваи, МЦК, монорельс – любой каприз доступен тебе. Здорово?))

Возможно ли перепрограммировать карту «Тройка» на нескончаемые поездки?

Возможно. Несколько лет назад на «Хабре» один из пользователей рассказал, что ему удалось взломать систему карты «Тройка», благодаря чему её можно использовать многократно, не теряя деньги с баланса.

Программисту понадобилось 15 дней на поиск уязвимости. Для осуществления затеи ему понадобился лишь смартфон с NFC (технология, которая позволяет совершать бесконтактные платежи) на Android. Каким же образом это можно было провернуть обычному пользователю?

Читать еще:  Ремонт сколов лакокрасочного покрытия на кузове автомобиля своими руками - устранение локальных дефектов

На GitHub было приложение TroikaDumper, созданное упомянутым разработчиком. Вот так оно выглядело:

После запуска приложения необходимо было поднести к телефону карту – на устройстве создавалась её копия с тем же балансом, который на ней был. Дальше нужно было пройти через турникет, приложив карту к валидатору, стоимость поездки списывалась с баланса. Затем баланс либо пополнялся как обычно (важно было пополнять не более чем на 100 рублей), либо, если деньги были, карту нужно было в любом случае использовать в наземном транспорте, чтобы обновить время прохода.

Такая схема могла повторяться много раз:

В течение пяти дней было совершено 57 поездок в наземном транспорте на общую сумму 1767 рублей.

Позднее с разработчиком связался Московский метрополитен и уязвимость была устранена. Сейчас такой возможности нет.

Теперь об ответственности.

В своё время мне удалось воспользоваться этой уязвимостью, однако через месяц карту заблокировали – её не принимали терминалы пополнения, она не отражалась на валидаторах. Когда я попытался её сдать в кассу, мне сказали, что карта заблокирована. Предложили экспертизу, но её результатов я уже не узнал – был занят другими делами, а потом и вовсе забыл прийти за результатом. Это минимальная ответственность.

В 2017-м году суд в Тюменской области постановил запретить информацию о способах подделки проездных документов, аргументируя своё решением тем, что билет является официальным документом. А за подделку официальных документов предусмотрена уголовная ответственность согласно статье 327 УК России – просто за факт подделки можно получить до двух лет лишения свободы, а за использование – до полугода ареста.

Вот пояснение Федеральной службы судебных приставов по поводу подделок (цитата из раздела III):

Подделка представляет собой незаконное изготовление удостоверения или иного официального документа. Способ подделки не влияет на квалификацию деяния и может быть любым: подчистка, дописка, подделка подписи, заверение поддельной печатью, переклеивание фотографии. Подделка может касаться всего подделываемого документа или его части, например, только изменения фамилии в удостоверении. Подделкой признается и полное изготовление фальшивого документа.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: