13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Разработка компьютерных тестов по математике на базе Конструктора Distance Learning Studio. Методологии тестирования ПО

Методологии тестирования ПО. Какую выбрать?

Как и процесс разработки, процесс последующего тестирования программного обеспечения также следует определенной методологии. Под методологией в данном случае мы понимаем разнообразные комбинации принципов, идей, методов и концептов, к которым вы прибегаете во время работы над проектом.

В настоящее время существует довольно большое количество разнообразных подходов к тестированию, каждый со своими отправными точками, продолжительностью выполнения и методами, используемыми на каждом этапе. И выбор того или иного из них может быть довольно непростой задачей. В этой статье мы рассмотрим разные подходы к тестированию ПО и поговорим об их основных особенностях, чтобы помочь вам сориентироваться в существующем многообразии.

Каскадная модель (Линейная последовательная модель жизненного цикла ПО)

Каскадная модель (Waterfall Model) является одной из наиболее старых моделей, которую можно применять не только для разработки или тестирования ПО, но также практически для любого другого проекта. Его базовым принципом является последовательный порядок выполнения задач. Это значит, что мы можем переходить к следующему шагу разработки или тестирования только после того, как предыдущий был успешно завершен. Эта модель подходит для небольших проектов и применима только в том случае, если все требования точно определены. Главными достоинствами этой методологии являются экономическая эффективность, простота использования и управления документацией.

Процесс тестирования ПО начинается после завершения процесса разработки. На этой стадии все необходимые тесты переносятся с юнитов на системное тестирование для того, чтобы контролировать работу компонентов как по отдельности, так и в комплексе.

Помимо упомянутых выше достоинств, данный подход к тестированию также имеет и свои недостатки. Всегда существует вероятность обнаружения критических ошибок в процессе тестирования. Это может привести к необходимости полностью изменить один из компонентов системы или даже всю логику проекта. Но подобная задача невозможна в случае каскадной модели, поскольку возвращение на предыдущий шаг в этой методологии запрещено.

Узнайте больше о каскадной модели из предыдущей статьи .

V-Model (Модель верификации и валидации)

Как и каскадная модель, методика V-Model основана на прямой последовательности шагов. Основным отличием между этими двумя методологиями является то, что тестирование в данном случае планируется параллельно с соответствующей стадией разработки. Согласно этой методологии тестирования ПО, процесс начинается как только определены требования и становится возможным начать статическое тестирование, т.е. верификацию и обзор, что позволяет избежать возможных дефектов ПО на поздних стадиях. Соответствующий план тестирования создается для каждого уровня разработки ПО, что определяет ожидаемые результаты, а также критерии входа и выхода для данного продукта.

Схема данной модели показывает принцип разделения задач на две части. Те, которые относятся к дизайну и разработке, размещены слева. Задачи, относящиеся к тестированию ПО, размещены справа:

Основные этапы этой методологии могут изменяться, однако обычно они включают следующие:

  • Этап определения требований. Приемочное тестирование относится к этому этапу. Его основная задача состоит в оценке готовности системы к финальному использованию
  • Этап, на котором происходит высокоуровневое проектирование, или High-Level Design (HDL). Этот этап относится к системному тестированию и включает оценку соблюдения требований к интегрированным системам
  • Фаза детального дизайна (Detailed Design) параллельна фазе интеграционного тестирования, во время которой происходит проверка взаимодействий между различными компонентами системы
  • После этапа написания кода начинается другой важный шаг — юнит-тестирование. Очень важно убедиться в том, что поведение отдельных частей и компонентов ПО корректно и соответствует требованиям

Единственным недостатком рассмотренной методологии тестирования является отсутствие готовых решений, которые можно было бы применить, чтобы избавиться от дефектов ПО, обнаруженных на этапе тестирования.

Инкрементная модель

Данная методология может быть описана, как мультикаскадная модель тестирования ПО. Рабочий процесс разделяется на некоторое количество циклов, каждый из которых также делится на модули. Каждая итерация добавляет определенный функционал к ПО. Инкремент состоит из трех циклов:

  1. дизайн и разработка
  2. тестирование
  3. реализация.

В этой модели возможна одновременная разработка разных версий продукта. Например, первая версия может проходить этап тестирования в то время, как вторая версия находится на стадии разработки. Третья версия в то же самое время может проходить этап дизайна. Этот процесс может продолжаться до самого завершения проекта.

Очевидно, что данная методология требует обнаружения максимально возможного количества ошибок в тестируемом ПО настолько быстро, насколько это возможно. Так же, как и фаза реализации, которая требует подтверждения готовности продукта к доставке к конечному пользователю. Все эти факторы существенно увеличивают весомость требований к тестированию.

В сравнении с предыдущими методологиями, инкрементная модель имеет несколько важных преимуществ. Она более гибкая, изменение требований ведет к меньшим затратам, а процесс тестирования ПО является более эффективным, поскольку гораздо проще проводить тестирование и дебаггинг за счет использования небольших итераций. Тем не менее, стоит отметить, что общая стоимость все же выше, чем в случае каскадной модели.

Спиральная модель

Спиральная модель это методология тестирования ПО, которая основана на инкрементном подходе и прототипировании. Она состоит из четырех этапов:

  1. Планирование
  2. Анализ рисков
  3. Разработка
  4. Оценка

Сразу после того, как первый цикл завершен, начинается второй. Тестирование ПО начинается еще на этапе планирования и длится до стадии оценки. Основным преимуществом спиральное модели является то, что первые результаты тестирования появляется незамедлительно после появления результатов тестов на третьем этапе каждого цикла, что помогает гарантировать корректную оценку качества. Тем не менее, важно помнить о том, что эта модель может быть довольно затратной и не подходит для маленьких проектов.

Несмотря на то, что эта модель является довольно старой, она остается полезной как для тестирования, так и для разработки. Более того, главная цель многих методологий тестирования ПО, включая спиральную модель, изменилась в последнее время. Мы используем их не только для поиска дефектов в приложениях, но также и для выяснения причин, их вызвавших. Такой подход помогает разработчикам работать более эффективно и быстро устранять ошибки.

Читать еще:  Самолюбование без рамок. Обзор Sony Xperia C5 Ultra Dual

Читайте подробнее o спиральной модели в предыдущем блог посте .

Agile

Методология гибкой (Agile) разработки и тестирование ПО может быть описана как набор подходов, ориентированных на использование интерактивной разработки, динамического формирования требований и обеспечения их осуществления как результата постоянного взаимодействия внутри самоорганизующейся рабочей группы. Большинство гибких методологий разработки ПО нацелены на минимизацию рисков посредством разработки в рамках коротких итераций. Одним из главных принципов этой гибкой стратегии является возможность быстрого реагирования на возможные изменения, нежели стремление положиться на долгосрочное планирование.

Узнайте больше об Agile (прим. — статья на английском языке) .

Экстремальное программирование (XP, Extreme Programming)

Экстремальное программирование является одним их примеров гибкой разработки ПО. Отличительной особенностью этой методологии является “парное программирование”, ситуация, когда один разработчик работает над кодом, в то время как его коллега постоянно проводит обзор написанного кода. Процесс тестирования ПО является довольно важным, поскольку начинается даже раньше, чем написана первая строка кода. Каждый модуль приложения должен иметь юнит-тест, чтобы большинство ошибок могло быть исправлено на стадии написания кода. Другим отличительным свойством является то, что тест определяет код, а не наоборот. Это значит, что определенная часть кода может быть признана завершенной только в том случае, если все тесты пройдены успешно. В противном случае, код отклоняется.

Главными достоинствами такой методологии являются постоянное тестирование и короткие релизы, что помогает обеспечить высокое качество кода.

Scrum

Scrum — Часть методологии Agile, итеративный инкрементный фреймворк, созданный для управления процессом разработки ПО. Согласно принципам Scrum, команда тестировщиков должна участвовать в следующих этапах:

  • Участие в Scrum планировании
  • Поддержка в юнит-тестировании
  • Тестирование пользовательских историй
  • Сотрудничество с заказчиком и владельцем продукта для определения критериев приемлемости
  • Предоставление автоматического тестировании

Более того, участники QA-отдела должны присутствовать на всех ежедневных собраниях, как и другие члены команды, чтобы обсудить, что было протестировано и сделано вчера, что будет протестировано сегодня, а также общий прогресс тестирования.

В то же время принципы Agile методологии в Scrum к появлению специфических особенностей:

  • Оценка усилий, необходимых для каждой пользовательской истории является обязательной
  • Тестировщик должен быть внимательным к требованиям, поскольку они могут постоянно изменяться
  • Риск регрессии возрастает вместе с частыми изменениями в коде
  • Одновременность планирования и выполнения тестов
  • Недопонимание между членами команды в случае если требования заказчика не до конца ясны

Узнайте больше о методологии Scrum из предыдущей статьи .

Заключение

В заключение важно отметить, что сегодня практика использования той или иной методологии тестирования ПО подразумевает мультиверсальный подход. Иными словами, не стоит рассчитывать на то, что какая-то одна методология окажется подходящей для всех типов проектов. Выбор одной из них зависит от большого числа аспектов, таких как тип проекта, требования заказчика, поставленные сроки, а также многих других. С точки зрения тестирования ПО, для некоторых методологий характерно приступать к тестированию на ранних этапах разработки, в то время как при работе с другими принято ожидать до тех пор, пока система не готова полностью.

Если вам нужна помощь с разработкой программного обеспечения или тестированием, выделенная команда разработчиков и QA инженеров готова к работе.

Разработка компьютерных тестов по математике на базе Конструктора Distance Learning Studio

Наша задача разработать тестовые задания для проверки знаний по модулю: «Рекуррентные соотношения и производящие функции» в курсе «Дискретная математика» на базе программного пакета eLearning Office 3000 компании «Гипер Метод», позволяющем составлять из отдельных учебных материалов современные электронные учебные курсы. Пакет, по мнению его разработчиков, позволяет свести к минимуму временные затраты на их создание.

Состав пакета eLearning Office 3000 включает три компонента:

– ePublisher – для быстрого создания электронных учебных курсов;

– eAuthor – для разработки дистанционных курсов – учебного материала в мультимедийной форме, систем тестирования, полнотекстовой поисковой системы по материалам учебника и обеспечения связи с Web-сайтом Учебного центра;

– eBoard – для организации и управления лекциями, семинарами, конференциями в Интернете.

С помощью eAuthor можно создать мультимедийный дистанционный курс, включающий три раздела: Лекции, Словарь и Тесты. Лекции могут содержать текст, графику, звук и видео, а также ссылки на внешние документы, файлы и программы. Словарь позволяет расставить гипертекстовые связи между встречающимися в тексте лекций терминами и их определениями автоматически, по правилам, заданным автором курса. Тесты предназначены для интерактивной проверки учащимися своих знаний [5].

В первом параграфе этой главы более подробно описан инструментарий программной оболочки, позволяющий создавать тесты и проводить тестирование.

Во втором параграфе приведены краткие теоретические сведения по материалу раздела, для которого предполагается создание тестов.

Наконец, в третьем параграфе даны примеры различных видов тестов, созданных с использованием программного пакета eLearning Office 3000, которые можно использовать при проведении компьютерного тестирования в курсе «Дискретной математики».

Функциональные возможности программы для реализации различных форм тестов и контроля знаний обучающихся

Разработка заданий в создании тестов предполагает машинную обработку.

Существуют программы, позволяющие создавать систему интерактивного тестирования для самопроверки знаний студентов. При создании тестов программный пакет eLearning Office 3000

Для подготовки контрольных вопросов предназначен пункт Тесты верхнего меню (рис.1). При выборе этого пункта появляется экран, на котором представлены окна со списками вопросов и тем, к которым они отнесены; управляющие позиции: Добавить вопрос, Править вопрос, Удалить вопрос, переключатели Ограничение времени и Лимит ошибок

2.1 Функциональные возможности программы для реализации различных форм тестов и контроля знаний обучающихся

Разработка заданий в создании тестов предполагает машинную обработку.

Существуют программы, позволяющие создавать систему интерактивного тестирования для самопроверки знаний студентов. При создании тестов программный пакет eLearning Office 3000

Для подготовки контрольных вопросов предназначен пункт Тесты верхнего меню (рис.1). При выборе этого пункта появляется экран, на котором представлены окна со списками вопросов и тем, к которым они отнесены; управляющие позиции: Добавить вопрос, Править вопрос, Удалить вопрос, переключатели Ограничение времени и Лимит ошибок с полями для числовых значений, а также стандартные элементы оконного интерфейса Конструктора: круглая кнопка и позиции OK и Закрыть.

Читать еще:  Лучший редактор SWF: обзор программ. Редактирование и импорт SWF-файлов Изменить файл swf

Позиция Добавить вопрос вызывает выпадающее меню для выбора варианта вопроса (рис.2). В версии 1.0 Конструктора доступны следующие варианты вопросов: выбор одного или нескольких правильных ответов из перечня до 5 возможных; установка соответствия в двух списках до 5 позиций; ввод строки текста. В последнем случае ответ как текстовая строка должен соответствовать образцу с точностью до регистра и знаков препинания, если требуется.

Окно Создание теста, имея некоторые отличия для различных вариантов вопроса, имеет следующие интерфейсные элементы:

· поле для ввода наименования раздела с кнопкой списка; можно формировать тесты по самостоятельным разделам, которые не обязательно должны совпадать с темами учебника;

· поле для ввода текста вопроса; текст вопроса либо вводится непосредственно, либо импортируется через буфер обмена;

· поля для ввода вариантов ответа с переключателями перед ними для указания правильного;

· поля Звук, Видео, Слайды для выбора мультимедийных файлов для иллюстрации вопросов;

· поле для ввода ограничения времени на ответ.

Создаваемая тестирующая система не предполагает генерацию случайной последовательности вопросов. Это сделано намерено: система играет роль инструмента для самопроверки, передаваемого пользователю на компакт-диске как составная часть компьютерного учебника. Объективная оценка знаний должна осуществляться либо с использованием тестирующих систем на сайте учебного центра, либо при очном собеседовании с преподавателем системы дистанционного обучения.

Выбор иллюстраций для тестирующей системы осуществляется так же, как и при компоновке лекции. Отметим, что так же, как и в случае словарных статей для глоссария, тексты вопросов сами могут содержать мультимедийные иллюстрации. В этом случае поле текста вопроса заполняется с использованием буфера обмена.

Работу тестирующей системы можно проверить сразу после ввода любого вопроса через пункт Тесты стартового экрана учебника.

Пункт меню Тесты предназначено для создания и редактирования тестовых заданий для учебного курса.

В этом диалоговом окне формируются тесты по разделам (разделы могут не совпадать с разделами лекций). При необходимости есть возможность установить лимит времени в секундах на один тест и ограничение на число возможных ошибок в тесте (рис.1). Можно создать тестовые вопросы трех типов:

· с вариантами выбора,

· с вводом строки,

Для создания нового вопроса необходимо выбрать пункт «Добавить вопрос». При этом появится выпадающее меню, в котором нужно будет выбрать тип создаваемого вопроса из предложенных.

Для правки созданного ранее вопроса выбирается «Править вопрос».

Для удаления вопроса нужно выбрать пункт «Удалить вопрос».

?Флажок «Ограничение времени» позволяет ограничить время на выполнение всего теста целиком.

? Флажок «Лимит ошибок» позволяет определить максимальное число ошибок, которое можно допустить в тесте.

ь Тест с вариантами выбора позволяет выбрать один или несколько вариантов ответов на предложенный пользователем вопрос.

ь Тест с вводом строки дает возможность получить ответ на вопрос в виде текстовой строки, которая вводится пользователем. При этом существует возможность осуществить проверку введенного ответа с учетом регистра и/или знаков препинания.

ь Тест на соответствие позволяет задавать вопросы, в которых необходимо выставить ответы в правильном порядке (например, составить правильную последовательность из предложенных действий).

Вопрос с вариантами выбора. В поле Тест номер вводится название тестового блока, к которому относится вводимый тест. Если этот блок уже введен, то его название может быть выбрано из перечня введенных тестовых блоков. Перечень тестовых блоков можно получить, если щелкнуть левой кнопкой мыши на кнопке, расположенной рядом с полем для ввода названия тестового блока.

В поле текст вопроса вводится текст вопроса, на который требуется получить ответ. При этом в этом поле можно ввести не только сам вопрос, но и небольшой комментарий к нему (в пределах поля ввода).

Для ответа на вопрос можно задать от одного до пяти вариантов. Каждый вариант вводится в пределах одной строки. Правильные варианты ответов указываются щелчком левой кнопки мыши на флажке рядом с правильным вариантом ответа.

Правильными могут быть от одного до пяти вариантов. Можно ограничить время ответа на вопрос. Для этого в поле ввода устанавливается ограничение времени ответа на вопрос в секундах.

Для иллюстрации вопроса предусмотрена возможность ввода звука, графики или видео, причем одновременно использовать графику и видео не получится (придется выбрать что-либо одно).

Для вставки графических файлов нужно выбрать файлы из графической библиотеки учебника. Для этого нужно щелкнуть на пункте выбрать напротив слова слайды. Появится диалоговое окно Рисунки, в котором можно выбрать нужные файлы. Вставка видео или звуковых файлов происходит аналогично.

После нажатия кнопки «OK» будет создан вопрос, и откроется диалоговое окно тесты, где по двойному щелчку мыши можно открыть созданный тест.

Вопрос с вводом строки. В поле Тест номер вводится название тестового блока, к которому относится вводимый тест. Если этот блок уже введен, то его название может быть выбрано из перечня введенных тестовых блоков. Перечень тестовых блоков можно получить, если щелкнуть левой кнопкой мыши на кнопке, расположенной рядом с полем для ввода названия тестового блока. (рис.4)

В поле текст вопроса вводится текст вопроса, на который требуется получить ответ. При этом в этом поле можно ввести не только сам вопрос, но и небольшой комментарий к нему (в пределах поля ввода).

В поле правильный ответ вводится текстовая строка с правильным ответом на вопрос.

Флажок Учитывать регистр ставится, если необходимо проверять ответ не только на соответствие текста, но и на регистр, в котором ответ набран учащимся.

Флажок Учитывать знаки препинания ставится, если необходимо проверять ответ на соответствие знакам препинания.

Можно ограничить время ответа на вопрос. Для этого щелчком мыши в квадрате рядом с полем Ограничение времени выбирается режим ограничения времени. В появившемся поле ввода устанавливается ограничение времени ответа на вопрос в секундах.

Для иллюстрации вопроса предусмотрена возможность ввода звука, графики или видео, причем одновременно использовать графику и видео не получится (придется выбрать что-либо одно). Для вставки графических файлов нужно выбрать файлы из графической библиотеки учебника. Для этого нужно щелкнуть на пункте выбрать напротив слова слайды. Появится диалоговое окно “Рисунки”, в котором можно выбрать нужные файлы.

Читать еще:  Как временно заблокировать страницу в фейсбук. Снятие блокировки с человека в Facebook

Вставка видео или звуковых файлов происходит аналогично.

После нажатия кнопки OK будет создан вопрос, и откроется диалоговое окно тесты, где по двойному щелчку мыши можно открыть созданный тест.

Вопрос на соответствие. В поле Тест номер вводится название тестового блока, к которому относится вводимый тест. Если этот блок уже введен, то его название может быть выбрано из перечня введенных тестовых блоков. Перечень тестовых блоков можно получить, если щелкнуть левой кнопкой мыши на кнопке, расположенной рядом с полем для ввода названия тестового блока.(рис.5)

В поле текст вопроса вводится текст вопроса, на который требуется получить ответ. При этом в этом поле можно ввести не только сам вопрос, но и небольшой комментарий к нему (в пределах поля ввода).

В поля варианты ответов вводятся от одного до пяти возможных пунктов, которые требуется поставить в нужном порядке.

В правом столбце можно указать соответствующие левому столбцу пункты (в правильном порядке)

В поле правильный порядок вводится числовая последовательность, соответствующая правильному порядку возможных пунктов левого столбца для соответствия правому.

Можно ограничить время ответа на вопрос. Для этого щелчком мыши в квадрате рядом с полем Ограничение времени выбирается режим ограничения времени. В появившемся поле ввода устанавливается ограничение времени ответа на вопрос в секундах.

Для иллюстрации вопроса предусмотрена возможность ввода звука, графики или видео, причем одновременно использовать графику и видео не получится (придется выбрать что-либо одно).

Для вставки графических файлов нужно выбрать файлы из графической библиотеки учебника. Для этого нужно щёлкнуть на пункте выбрать напротив слова слайды. Появится диалоговое окно “Рисунки”, в котором можно выбрать нужные файлы.

Вставка видео или звуковых файлов происходит аналогично.

После нажатия кнопки OK будет создан вопрос, и откроется диалоговое окно тесты, где по двойному щелчку мыши можно открыть созданный тест.

Мастер – класс «Создание тестов по математике»

Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)

Мастер – класс «Создание тестов по математике»

МБОУ «Гимназия №1»

города Курчатова Курской области

Пикалова Юлия Анатольевна

«Для всех типов учащихся периодическое проведение

хорошо сконструированных и правильно

подобранных тестов может существенно облегчить процесс учения.

Такие тесты выявляют недостатки прошлого обучения,

задают направление последующего мотивируют ученика».

Одним из важнейших направлений реформирования системы российского образования является совершенствование контроля и управления качеством образования.

В настоящее время в России одновременно с существующей традиционной системой оценки и контроля результатов обучения начала складываться новая эффективная система, основанная на использовании тестовых технологий.

Это вызвано потребностью в получении независимой объективной информации об учебных достижениях обучающихся, о результатах деятельности образовательных учреждений.

Преимущества тестового контроля

объективность оценки, так как в тестовом контроле влияние субъективных факторов (например, таких, как осведомленность экзаменатора о текущей успеваемости экзаменующегося, учет его поведения на уроках и т.п.) исключено;
достоверность информации об объеме усвоенного материала и об уровне его усвоения;
эффективность – можно одновременно тестировать большое число учащихся, причем проверка результатов при этом производится гораздо легче и быстрее, чем при традиционном контроле;
надежностьтестовая оценка однозначна и воспроизводима;
дифференцирующая способность – так как в тестах содержатся задания различного уровня;
реализация индивидуального подхода в обучении – возможна индивидуальная проверка и самопроверка знаний учащихся;
сравнимость результатов тестирования для разных групп учащихся, обучаемых по разным программам, учебникам, с использованием различных методов и организационных форм обучения.

Отрицательные характеристики тестирования

большая вероятность выбора ответа наугад,

проверка лишь конечных результатов действий;

затруднение со стороны учителя, а чаще невозможность проследить логику рассуждений учащихся;

категоричность оценки выполнения задания – задание выполнено правильно и полностью и задание не выполнено.

Главное достоинство тестовой проверки в скорости, а традиционной проверки посредством дидактических материалов – в ее основательности.

Тесты на уроках математики, как система оценки успеваемости, имеют целый ряд положительных характеристик, позволяющих:

учитывать индивидуальные особенности учащихся в ходе проверки результатов обучения;

проверить качество усвоения учащимися теоретического и практического материала;

оживить процесс обучения, вводя не только новую для учащихся форму контроля, но и различные виды тестов;

сэкономить учебное время, затраченное на опрос, и личное время учителя, идущее на проверку результатов выполненной работы;

использовать тесты для компьютеризации;

обеспечить оперативность проверки выполненной работы.

Тестирование хорошо автоматизируется с помощью компьютера. Компьютерное тестирование является высокопроизводительным инструментом контроля, что позволяет сократить время в учебном процессе на проверку и обработку результатов контроля. С психолого-педагогической точки зрения преимущества компьютерного тестирования состоят в отсутствии предвзятого отношения к ученику, повышении ответственности учащихся при подготовке и проведении теста и др.

Современные разработчики программ и программного обеспечения предлагают сотни (если не тысячи) программ автоматизации тестирования: ExaMINATOR, SunRav TestOfficePro, HyperTest, VeralTest, Quali-Test, Ассистент II, Аттестация, Конструктор тестов 2.5.3 и многие другие. Программные продукты и оболочки для тестов, несомненно, упрощают работу по сознанию тематических тестов, имеют возможности по использованию их в сети, а разработчики программ предлагают готовые тесты на проверку знаний по большому числу предметов. Однако ряд компьютерных программ сложны в освоении, что исключает возможность оперативного применения их учителями.

В своей работе я познакомлю вас с некоторыми из них, на мой взгляд наиболее простыми и покажу способы создания тестов в программах на примере создания теста по математике 5 класс

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: