Примеры эпических песен. Эпические песни
Песенное творчество славян. Эпические жанры в русской народной музыке
Песенное творчество славян. Эпические жанры в русской народной музыке
(былины, исторические песни, духовный стих)
Русская музыка — это своеобразная летопись многовековой истории нашей страны. Ее истоки находятся в глубокой древности и тесно связаны с художественным творчеством восточных славян — песнями, сказками, легендами. Народное искусство всегда было неотделимо как от верований и обрядов (сначала языческих, а позже христианских), так и от земледельческого труда, который составлял основу жизни. Русский народ всегда славился своей музыкальностью, и песня сопровождала человека от рождения до смерти. Праздники, труд, события личной жизни человека — всюду присутствовала песня, заполняя труд и досуг, охватывая разные эмоциональные сферы.
Этим объясняется и большое разнообразие ее жанров, среди которых есть былины, колыбельные, обрядовые, плясовые, трудовые, игровые и многие другие песни.
Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем — распорядком работ по временам года.
семейно-бытовые песни представляют очень многочисленную группу: свадебные песни, плачи, колыбельные, детские.
Наибольшим своеобразием среди жанров русского фольклора отличаются плачи. Они были неотъемлемой частью таких семейных обрядов, как похороны, свадьбы, в древности существовали и коллективные воинские плачи. Древнейшей частью складывавшегося постепенно свадебного обряда был плач невесты, оплакивавшей разлуку с привольной жизнью в родном доме, с девичеством.
Песенное творчество прочно проникло в жизнь древних славян. Без него были невозможны праздники, обряды и повседневная жизнь. Основой музыкального творчества было язычество, песни пелись на праздниках каких либо богов, на обрядовых действах
Партесное пение, кант.
С конца XIV века начинается объединение русских земель вокруг Москвы и создание единого государства. В 1380 году русское войско под руководством московского князя Дмитрия Донского разбило татарского хана Мамая в битве на Куликовом поле, а в конце XV века при князе Иване III Русь была полностью освобождена от монголо-татарского ига. Иван III первым из московских князей именует себя «государем всея Руси». В XVI веке его внук Иван IV Грозный расширяет границы государства, присоединяя новые земли. Москва становится столицей Русской державы, символом ее величия и славы.
Эпоха Московской Руси— новый этап в развитии национальной культуры и искусства. Создают свои шедевры великие художники — Феофан Грек, Андрей Рублев, Даниил Черный, Дионисий, возникают новый архитектурный ансамбль Московского Кремля (К работе над созданием Кремля были привлечены итальянские мастера, в том числе архитектор А. Фиораванти и инженер П. Солари), многочисленные монастыри и соборы. К середине XVI века относится и появление первых печатных книг: в 1564 году И. Федоровым и П. Мстиславцем была напечатана богослужебная книга «Апостол».
В песенном фольклоре этого времени рождается новый эпический жанр — историческая песня, которая приходит на смену былинам: в ней, в отличие от былин, рассказывалось о реальных событиях и героях.
Тогда же появляется и лирическая песня – протяжная с ее глубокими эмоциональными образами и импровизационным характером напевов, о чем свидетельствует существование множества вариантов песен. С этим жанром связано и развитие особого вида многоголосия — русской хоровой подголосочной полифонии.
При московском дворе продолжало развиваться светское искусство. Несмотря на постоянные преследования скоморохов со стороны церкви как «нечестивцев», творивших «богомерзкие дела», московские цари любили скоморошьи «забавы» и содержали для них целый штат артистов.
Постепенно в придворном быту появляются и европейские музыкальные развлечения — слушание «заморской» музыки, исполняемой на органе и клавикордах.
В Москве постоянно заботились и о состоянии церковного пения: была проведена большая работа по исправлению ошибок в старинных знаменных распевах и систематизированы духовные песнопения, что привело к созданию в XV веке «Обихода» — певческой книги русской православной церкви.
В конце XV века при дворе Ивана III учреждается хор государевых певчих дьяков. В него входили 30—35 певцов, которые постоянно сопровождали царя и пели как в соборах, так и во время различных дворцовых церемоний (В XVIII веке хор был переведен в Петербург и преобразован в Придворную певческую капеллу).
Время Московской Руси стало эпохой наивысшего расцвета хоровой культуры знаменного пения.
Еще в XVI веке возникли такие ранние формы церковного многоголосия, как двух- и трехголосное пение. Но настоящее утверждение многоголосия в русской духовной музыке происходит во второй половине XVII века, когда в Москве закрепляется пришедший с Украины новый хоровой стиль — партесное пение («Партес» (лат.) — «голоса»; партесное пение — пение по голосам, по хоровым партиям).
Обычно это были песнопения для четырех, шести, восьми, двенадцати и большего количества голосов. Их запись делалась уже с помощью пятилинейной нотации, которая называлась «киевское письмо» и имела ноты квадратной формы. Наиболее развитой формой партесного многоголосия стали духовные концерты. Они исполнялись во время праздничного богослужения, отличались большой роскошью музыкального письма, а количество голосов могло достигать 24-х. Характерными чертами партесного концерта были полнота и насыщенность звучания, красочные динамические контрасты при чередовании хоровых и ансамблевых эпизодов.
Параллельно с утверждением в богослужении партесного пения в быту возникает жанр многоголосной песни, которая исполнялась дома в часы досуга. Это были канты, также пришедшие с Украины. Сначала содержание канта было религиозным, но постепенно становилось чисто светским — торжественно-хвалебным, патриотическим, любовно-лирическим и даже шуточным.
По форме кант представлял собой куплетную песню, имел трехголосное изложение, в котором два верхних голоса двигались параллельными терциями, а бас давал гармоническую основу: Кант впоследствии положил начало жанру русского романса.
В XVII веке начинают постепенно исчезать старинные обычаи и традиции: так, в 1648 году под влиянием церкви был издан царский указ, запрещавший участие скоморохов в празднествах и повелевавший уничтожать их маски и музыкальные инструменты. В то же время при дворе и в кругу просвещенного боярства растет увлечение европейской инструментальной музыкой, а у знатных вельмож появляются домашние хоры и оркестры. Важным событием стало создание в царствование Алексея Михайловича первого русского придворного театра. В его репертуаре преобладали представления на библейские сюжеты, причем большую роль в них играла музыка, для исполнения которой музыканты выписывались из-за границы.
Песенное творчество славян. Эпические жанры в русской народной музыке
(былины, исторические песни, духовный стих)
Русская музыка — это своеобразная летопись многовековой истории нашей страны. Ее истоки находятся в глубокой древности и тесно связаны с художественным творчеством восточных славян — песнями, сказками, легендами. Народное искусство всегда было неотделимо как от верований и обрядов (сначала языческих, а позже христианских), так и от земледельческого труда, который составлял основу жизни. Русский народ всегда славился своей музыкальностью, и песня сопровождала человека от рождения до смерти. Праздники, труд, события личной жизни человека — всюду присутствовала песня, заполняя труд и досуг, охватывая разные эмоциональные сферы.
Этим объясняется и большое разнообразие ее жанров, среди которых есть былины, колыбельные, обрядовые, плясовые, трудовые, игровые и многие другие песни.
Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем — распорядком работ по временам года.
семейно-бытовые песни представляют очень многочисленную группу: свадебные песни, плачи, колыбельные, детские.
Наибольшим своеобразием среди жанров русского фольклора отличаются плачи. Они были неотъемлемой частью таких семейных обрядов, как похороны, свадьбы, в древности существовали и коллективные воинские плачи. Древнейшей частью складывавшегося постепенно свадебного обряда был плач невесты, оплакивавшей разлуку с привольной жизнью в родном доме, с девичеством.
Песенное творчество прочно проникло в жизнь древних славян. Без него были невозможны праздники, обряды и повседневная жизнь. Основой музыкального творчества было язычество, песни пелись на праздниках каких либо богов, на обрядовых действах
ЭПИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .
Смотреть что такое ЭПИЧЕСКИЕ ПЕСНИ в других словарях:
ЭПИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
ЭПИ́ЧЕСКИЕ ПЕ́СНИ, один из древнейших жанров эпоса большая группа объективно-повествовательных произведений, объединенных историко-героической тематикой и стихотворной формой. Э. п. пелись и, как правило, сопровождались игрой на музыкальном инструменте. Их создателями были непрофессиональные и профессиональные сказители (аэды, рапсоды, жонглеры, шпильманы, ашуги и др.). К Э. п. относятся: стихотворный героический эпос (2-й раздел), например: «Илиада», древнеисландских Эдда Старшая, французская «Песнь о Роланде», немецкая «Песнь о Нибелунгах», русские былины, киргизский «Манас», Нартский (Нартовский) эпос (стихотворный вариант) и др., народные баллады и предания, исторические песни. Э. п. часто объединяются в циклы (например, сербские юнацкие песни, былины об Илье Муромце). Основное содержание Э. п. воспроизведение в монументальной, идеализированной форме поведения и деяний человека героического времени (которое характеризуется как время начальное, «золотой век») и исторических героев. Э. п. оказали воздействие на развитие национальных литературных стихотворных эпических и лиро-эпических форм и жанров.
ЭПИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
один из древнейших жанров эпоса, группа повествовательных произведений, объединенных историко-героической тематикой. К эпическим песням относится стихотворный героический эпос разных народов: «Илиада», «Старшая Эдда», «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах», русские былины. Создатели и исполнители эпических песен – профессиональные и непрофессиональные сказители (аэды, рапсоды, жонглеры, шпильманы) – исполняли эпические песни в сопровождении музыкального инструмента. Эпические песни часто объединяются в циклы (былины об Илье Муромце). Как правило, время действия эпических песен относится ко времени, которое сами сказители ощущают как очень древнее и давно прошедшее, времени, когда жили необыкновенные, героические люди. Основное содержание эпических песен – изображение в монументальной, гиперболизированной форме деяний этих людей или исторических личностей, также наделяемых необыкновенными способностями. Эпические песни оказали воздействие на развитие литературных эпических и лиро-эпических жанров. смотреть
ЭПИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
это песни-былины, исторические песни, воспевающие события и героев-богатырей. Такие песни пробуждают самосознание людей, поскольку воспевают человеческие добродетели. С русскими богатырями случается много чудесного, сверхъестественного. Враги богатырей – мифические существа: двенадцатиглавый Змей-Горыныч, дышащий огнем; Соловей-разбойник. Сами богатыри обладают громадной нечеловеческой силой и похожи на богов или полубогов. В поздних эпических песнях мифические герои «привязываются» к конкретным историческим событиям в Новгороде, Киеве. Много поется о русских князьях. Изучение эпических песен детьми не только раскрывает перед ними историю родного края, но и пробуждает чувство национального достоинства. смотреть
Примеры эпических песен. Эпические песни
Помните – молдаване одна из наций, прямых потомков древних народов – основателей европейской цивилизации.
(Катехизис молдаван, 56)
Будьте великодушны. Прощайте мелкие пакости и обиды и, в первую очередь, близким людям.
(Катехизис молдаван, 15)
Не доверяйте демагогам, которые прячутся за красивыми демократическими лозунгами.
(Катехизис молдаван, 71)
Гордитесь тем, что вы молдаване. Формируйте свой, молдавский стиль. Поддерживайте молдавские традиции в моде, кухне и архитектуре.
(Катехизис молдаван, 17)
Высшее счастье для молдаванина – результативное служение семье и Обществу.
(Катехизис молдаван, 11)
Будьте оптимистами, стройте грандиозные и локальные планы. Невозможно достичь чего-то не имея четкого представления об этом.
(Катехизис молдаван, 4)
Наш символ и главный герой – господарь Штефан чел Маре, выдающийся европейский государь способный малыми силами творить великое.
(Катехизис молдаван, 60)
Знайте и помните своих предков.
(Катехизис молдаван, 111)
Молдаване – граждане других государств, помните о своей Родине, чаще приезжайте домой, воспитывайте своих детей в духе молдавских традиций и любви к Родине предков.
(Катехизис молдаван, 26)
Юные молдаванки, помните, главное предназначение молдавской женщины – родить и воспитать молдаван – достойных граждан своего Отечества.
(Катехизис молдаван, 93)
Помните, главная проблема, которую следует решить нашему государству на данном этапе – объединение с Приднестровьем и сохранение, в дальнейшем, территориальной целостности нашего государства.
(Катехизис молдаван, 86)
Молдаване, старайтесь больше бывать на природе и общаться с растениями.
(Катехизис молдаван, 116)
Демократия – это возможность достойно жить в своей стране для всех ее граждан, дать хорошее воспитание и образование детям, защитить детей от информационных и «культурных» атак, сеющих агрессию, разврат, инфантилизм и аппатию.
(Катехизис молдаван, 74)
Человек умирает тогда, когда чувствует себя брошенным и ненужным.
(Катехизис молдаван, 112)
Молодые молдаване, стремитесь быть свободными, но помните свобода проявляется в возможности делать выбор.
(Катехизис молдаван, 75)
Не завидуйте. То, что имеете – Ваше большое, индивидуальное богатство, постарайтесь его в себе разглядеть.
(Катехизис молдаван, 14)
Чистота тела, чистота среды, чистота помыслов, чистота души – идеалы, которые проповедует истинный молдаванин.
(Катехизис молдаван, 48)
Родители– молдаване, давайте своим детям знания об этнической принадлежности и истории нашего народа.
(Катехизис молдаван, 37)
Любите свою Родину – Молдову. Никогда не говорите плохо о своей стране.
(Катехизис молдаван, 1)
Боритесь за сохранения законодательного запрета на продажу сельскохозяйственной земли иностранцам.
(Катехизис молдаван, 21)
Мы, молдаване, сильный и стойкий народ. Мы выходили с потерями из войн, сражений и иностранного владычества, но всегда достойно, сохраняя память о предках, язык, культуру и традиции.
(Катехизис молдаван, 27)
Мир изначально гармоничен. Мужчина и женщина созданы друг для друга, для гармоничной жизни в семье, для создания и воспитания полноценного потомства.
(Катехизис молдаван, 68)
Не используйте в сельском хозяйстве и не питайтесь генноизмененными организмами (ГМО) и продуктами на их основе.
(Катехизис молдаван, 121)
Ставьте перед собой долгосрочные цели. Достигнув цели – ставьте перед собой новые задачи. Постоянное наличие целей наполняет жизнь смыслом и интересным содержанием.
(Катехизис молдаван, 5)
Истинное счастье для Человека – постичь Замысел Создателя и стараться всей жизнью помогать этот Замысел реализовать.
(Катехизис молдаван, 53)
Молдаване, помните, большое значение в формировании личности имеет чтение книг.
(Катехизис молдаван, 108)
Соблюдайте молдавские народные традиции и обычаи, пропагандируйте их, особенно, в среде молодежи.
(Катехизис молдаван, 18)
Молдаване, помните – человек и его тело, приемник и источник вселенской информации.
(Катехизис молдаван, 117)
Дарите людям свои внимание, любовь, благожелательность и возможности для Вашей счастливой жизни умножатся.
(Катехизис молдаван, 10)
Не ругайте свою историю. Охаивая свою историю – вы охаиваите память наших предков.
(Катехизис молдаван, 19)
Не прощайте агрессии (включая агрессию информационную и психологическую) против своих близких, народа и страны, преступлений против закона, воровства, нелюбви к своей земле и памяти предков.
(Катехизис молдаван, 16)
Молодые молдаване, помните, человек может эффективно и с пользой для страны заниматься политической деятельностью, только при наличии достаточных знаний, духовного багажа и опыта реальных дел.
(Катехизис молдаван, 83)
Не уезжайте за границу, ищите применение своим силам на Родине. Если пришлось уехать – создайте с другими молдаванами маленький уголок нашей Родины.
(Катехизис молдаван, 23)
Миссия молдаван–объединить в одном народе лучшие черты, опыт и достижения западной (романо-англо-саксонской) материальной и восточной (славяно-индо-иранской) духовной космогонической цивилизаций.
(Катехизис молдаван, 47)
Держите данное вами Слово. Думайте, прежде чем что-то пообещать.
(Катехизис молдаван, 12)
Не в деньгах счастье, но молдаванин обязан обеспечить семью жильем, полноценной пищей, организовать семейный отдых и дать детям образование.
(Катехизис молдаван, 87)
- 2010
Просмотры
Эпические песни
Эта разновидность эпического фольклора носит переходный характер. Произведения этого жанра являются чем-то средним между эпической формой отражения действительности и поэтическим переосмыслением событий и конкретных исторических личностей. Кроме того, такие песни представляют собой эпическое повествование.
Сложная композиция и система образов, гиперболическое описание действий героя, что воплощает непобедимость народа, являются художественной константой, характерной для молдавских исторических песен. Особо можно выделить «Штефан Воевода», «Дука Воевода коварный», «Поэма о Хотине», «Плевна», «Бужор», «Дарие и Бужор», «Дарие и его любимая», «Сава Бим-баша», «Песня повстанцев 1821-го года», «Богян», «Тобулток», «Севастополь», «Первая мировая война», «Котовский». Из вышеперечисленных названий становится понятна тематика, время, к которому данные песни относятся, а также трагические события, описанные в них. Изучение текстов и многочисленные свидетельства очевидцев говорят о том, насколько высоким был художественный уровень исполнения певцов − лэутаров. Общим для эпических песен является оригинальный способ исполнения – декламирование, сопровождаемое игрой на музыкальных инструментах.
Самые ранние образцы таких произведений относятся к XVI–XVII векам, наиболее типичными являются гайдуцкие песни XVIII–XIX вв., интересны песни о героических подвигах русских войск в войне с Османской империей («Хотин», «Плевна»).
Населенные пункты Молдавии и диаспоры
Калфа
Калфа (Calfa) – село и административный центр одноименной коммуны района Анений Ной. В состав Коммуны входят населенные пункты Калфа и Калфа Ноуэ. Село расположено на расстоянии 21 км от города Анений Ной и 52 км от муниципия Кишинёв. По данным переписи 2004 года, в селе проживало 1600 человек. Первое документальное упоминание о селе Калфа датировано 1711 годом.