Вокальное творчество шуберта. Шуберт
Вокальное творчество Шуберта
Лекции по музыкальной литературе musike.ru: Шуберт
В области вокальной лирики раньше и полнее всего проявилась индивидуальность Шуберта, основная тема его творчества. Уже в 17 лет он стал здесь выдающимся новатором, тогда как ранние инструментальные произведения не отличаются особенно яркой новизной.
Песни Шуберта – это ключ к пониманию всего его творчества, т.к. добытое в работе над песней композитор смело использовал в инструментальных жанрах. Почти во всей своей музыке Шуберт опирался на образы и выразительные средства, заимствованные из вокальной лирики. Если о Бахе можно сказать, что он мыслил категориями фуги, Бетховен мыслил сонатно, то Шуберт мыслил «песенно».
Шуберт нередко использовал свои песни в качестве материала для инструментальных произведений[1]. Но использование песни в качестве материала – далеко не всё. Песня не только как материал, песенность как принцип – вот что существенно отличает Шуберта от его предшественников. Широко льющийся поток песенных мелодий в симфониях и сонатах Шуберт – это дыхание и воздух нового мироощущения. Именно через песенность композитор акцентировал то, что не было главным в классическом искусстве – человека в аспекте его непосредственных личных переживаний. Классические идеалы человечества превращаются в романтическую идею живой личности «как она есть».
Все компоненты шубертовской песни – мелодика, гармония, фортепианное сопровождение, формообразование – отличаются подлинно новаторским характером. Наиболее выдающаяся особенность шубертовской песни – ее огромное мелодическое обаяние. Шуберт обладал исключительным мелодическим даром: его мелодии всегда легко поются, великолепно звучат. Их отличает большая напевность и непрерывность течения: они развертываются как бы «на одном дыхании». Очень часто в них ясно обнаруживается гармоническая основа (используется движение по звукам аккордов). В этом песенная мелодика Шуберта обнаруживает общность с мелодикой немецкой и австрийской народной песни, а также с мелодикой композиторов венской классической школы. Однако, если у Бетховена, к примеру, движение по аккордовым звукам связано с фанфарностью, с воплощением героических образов, то у Шуберта оно носит лирический характер и связано с внутрислоговой распевностью, «руладностью» (при этом распевы у Шуберта обычно ограничиваются двумя звуками на слог). Интонации распевные нередко тонко сочетаются с декламационными, речевыми.
Песня у Шуберта – это жанр многоплановый, песенно-инструментальный. Для каждой песни он находит абсолютно оригинальное решение фортепианного сопровождения. Так, в песне «Гретхен за прялкой» аккоманемент подражает жужжанию веретена; в песне «Форель» короткие арпеджированные пассажи напоминают легкие всплески волн, в «Серенаде» – звучание гитары. Однако функция аккомпанемента не сводится лишь к изобразительности. Фортепиано всегда создает нужный эмоциональный фон к вокальной мелодии. Так, например, в балладе «Лесной царь» фортепианная партия с остинатным триольным ритмом выполняет несколько функций:
- характеризует общий психологический фон действия – образ лихорадочной тревоги;
- изображает ритм «скачки»;
- обеспечивает цельность всей музыкальной формы, поскольку сохраняется от начала до конца.
Разнообразны формы шубертовских песен, от простой куплетной до сквозной, которая была новой для того времени. Сквозная песенная форма допускала свободное течение музыкальной мысли, детальное следование за текстом. У Шуберта в сквозной (балладной) форме написано более 100 песен, среди которых «Скиталец», «Предчувствие воина» из сборника «Лебединая песня», «Последняя надежда» из «Зимнего пути» и т.д. Вершина балладного жанра – «Лесной царь», созданный в ранний период творчества, вскоре после «Гретхен за прялкой».
«Лесной царь»
Поэтическая баллада Гете «Лесной царь» представляет собой драматическую сцену с диалогическим текстом. Музыкальная композиция опирается на рефренную форму[2]. Рефреном являются возгласы отчаяния ребенка, а эпизодами – обращения к нему Лесного царя. Текст от автора образует вступление и заключение баллады. Взволнованные малосекундовые интонации ребенка контрастируют напевным фразам Лесного царя.
Возгласы ребенка проводятся троекратно с повышением тесситуры голоса и тональным повышением (g-moll, a-moll, h-moll), как следствие – возрастание драматизма. Фразы Лесного царя звучат в мажоре (I эпизод – в B-dur, 2-й – с преобладанием C-dur). Третье проведение эпизода и рефрена изложено Ш. в одной муз. строфе. Этим также достигается эффект драматизации (контрасты сближаются). Последний раз возглас ребенка звучит с предельным напряжением.
В создании единства сквозной формы наряду с постоянным темпом, четкой тональной организацией с тональным центром g-moll особенно велика роль фортепианной партии с остинатным триольным ритмом. Это ритмическая форма perpetuum mobile, поскольку триольное движение впервые останавливается лишь перед заключительным речитативом в 3 т. от конца.
Баллада «Лесной царь» была включена в первый песенный сборник Шуберта из 16-ти песен на слова Гете, который друзья композитора послали поэту. Сюда же вошла «Гретхен за прялкой», отмеченная подлинной творческой зрелостью (1814).
«Гретхен за прялкой»
В «Фаусте» Гете песня Гретхен – небольшой эпизод, не претендующий на полноту обрисовки этого персонажа. Шуберт же вкладывает в нее объемную, исчерпывающую характеристику. Основной образ произведения – глубокая, но затаенная печаль, воспоминания и мечта о несбыточном счастье. Неотступность, навязчивость основной мысли вызывает повторение начального периода. Он приобретает значение рефрена, запечатлевающего трогательную наивность, простодушие облика Гретхен. Печаль Гретхен далека от отчаяния, поэтому в музыке есть оттенок просветленности (отклонение из основного d-moll в C-dur). Чередующиеся с рефреном разделы песни (их 3) носят разработочный характер: они отмечены активным развитием мелодии, варьированием ее мелодико-ритмических оборотов, сменой тональных красок, главным образом мажорных, и передают порыв чувства.
Кульминация строится на утверждении образа воспоминания («. пожатье рук, его поцелуй»).
Как и в балладе «Лесной царь», здесь очень важна роль аккомпанемента, образующего сквозной фон песни. В нем органически сливаются и характеристика внутреннего возбуждения, и изображение прялки. Тема вокальной партии непосредственно вытекает из фортепианного вступления.
В поисках сюжетов для своих песен Шуберт обращался к стихам многих поэтов (около 100), очень различных по масштабам дарования – от таких гениев, как Гете, Шиллер, Гейне, до поэтов-любителей из своего ближайшего окружения (Франц Шобер, Майрхофер). Наиболее стойкой была привязанность к Гете, на тексты которого Шуберт написал около 70 песен. С юных лет восхищала композитора и поэзия Шиллера (более 50). Позже Шуберт «открыл» для себя поэтов-романтиков – Рельштаба («Серенада»), Шлегеля, Вильгельма Мюллера и Гейне.
[1] Фортепианная фантазия «Скиталец», фортепианный квинтет A-dur (иногда его называют «Форельным», поскольку IV часть здесь представляет вариации на тему одноименной песни), квартет d-moll (во II части которого используется мелодия песни «Смерть и девушка»).
[2] Одна из рондообразных форм, складывающаяся благодаря многократному включению рефрена в сквозную форму. Применяется в музыке со сложным образным содержанием, с изображением событий в словесном тексте.
Презентация по зарубежной музыкальной литературе на тему “Вокальное творчество Ф.Шуберта”
Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе
свидетельство каждому участнику
скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции
13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Франц Шуберт Вокальное творчество
Франц Шуберт – австрийский композитор, современник Л.Бетховена. Он прожил недолгую жизнь, всего 31 год, но то, как он ее прожил заставляет нас говорить о настоящем творческом подвиге. Его наследие огромно. Главное место в его творчестве занимал жанр песни (более 600 песен). Но при жизни композитора его произведения исполнялись редко, а большая часть так и осталась в рукописях. Не располагая ни средствами, ни влиятельными покровителями, Шуберт почти не имел возможности издавать свои сочинения. И несмотря на это, подобно лесному ручейку, музыка Шуберта нашла путь к сердцам людей.
«Маргарита за прялкой» (1814) сл. Гёте Гретхен – уменьшительное от Маргариты имя. Маргарита – бедная молодая девушка, чуть больше четырнадцати лет, живет с матерью в маленьком домике и зарабатывает на жизнь прядением ниток. Однажды на улице с ней знакомится Фауст. Он влюбляет в себя Маргариту. Она ждет своего возлюбленного, а он все не приходит. Маргарита испытывает тревожные и тоскливые чувства, они окрашены в темные тона.
Тональность – ре минор. Атмосферу тревоги создает фортепианная партия – непрерывно кружащиеся шестнадцатые в размере 6/8 и относительно высокая тесситура песни (она написана для сопрано), вызывающая ассоциацию с криком – там, где появляется динамика фортиссимо. Фортепианная партия играет и живописную роль – изображает жужжание прялки. Гёте
«Лесной царь» (1815 г.) сл. Гёте “Лесной царь” – драматическая повесть о всаднике, который мчится с больным ребенком через недобрый сказочный лес.
Партия фортепиано то рисует слушателю мрачную, таинственную ночную чащу, то передает бешеный ритм скачки, подводя к трагическому финалу. Баллада в литературе, песне – повествования, основанные на народных легендах, фантастических рассказах, преданиях об отважных воинах, идеальных красавцев, благородных защитников правды, сталкивающихся в борьбе с «черными» злодеями.
«Форель» (1817 г.) сл. Д.Шубарта В словах и музыке первого куплета — безмятежная картина летнего солнечного дня на берегу ручья, в котором резвится форель ( в ре-бемоль мажоре). Мелодия очень проста, близка народной песне. Фанфарным оборотом первой фразы подчёркивается мажорный лад, радостное настроение. Проста и гармония, в ней использованы самые обычные аккорды.
Форма – куплетно-вариационная. Почти в каждом куплете есть тонкие изменения, сделанные в зависимости от содержания текста.
«Серенада» (1828 г.) сл. Рельштаба Серенады обычно исполнялись юношами под окнами у собственных возлюбленных. Пелись они в вечернее или ночное время. Исполнители серенад аккомпанировали себе на гитаре или мандолине. Серенада Шуберта полна светлых мечтательных настроений. Её мелодия льётся плавно и неторопливо.
«Ave Mariа» Неземная красота этой музыки сделала молитву Деве Марии наиболее популярным религиозным сочинением Шуберта. Она принадлежит к числу внецерковных романсов-молитв, созданных композиторами-романтиками.
Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» на слова немецкого поэта-романтика Вильгельма Мюллера был написан в 1823 году. «Прекрасная мельничиха» — первый романтический вокальный цикл. Это своеобразный роман в новеллах: каждая песня самостоятельна, но включена в общую линию развития сюжета, имеющего экспозицию, завязку, кульминацию и развязку.
Песни отличаются непритязательными, сразу запоминающимися мелодиями в народном духе, в простой, чаще всего куплетной форме. Фортепианное сопровождение нередко рисует картины романтически одушевленной природы: наряду с главным героем важнейшее место занимает образ его друга и утешителя-ручья.
Первые песни по-юношески радостны и беззаботны, полны весенних упований и нерастраченных сил. №1, «В путь» («В движенье мельник жизнь ведет») — одна из самых известных песен Шуберта, настоящий гимн странствиям, светлого характера, простая бесхитростная мелодия народного плана передаёт радостное настроение мельника. В аккомпанементе слышится журчание ручейка.
Та же ничем не омраченная радость, предвкушение приключений воплощены в №2, «Куда?». Поёт мельник, G-dur. У фортепиано нежное журчание ручья. Интонации широкие, распевные, близкие австрийским мелодиям.
Другие оттенки светлых чувств запечатлены в №7, «Нетерпение»: стремительная, словно задыхающаяся мелодия с большими скачками рисует радостную уверенность в вечной любви.
наступает перелом: в ритме скачки, мелодических оборотах, напоминающих звуки охотничьих рогов, таится тревога. Склад напоминает охотничью музыку (68, параллельные секстаккорды). В №14, «Охотник»,
Полон отчаяния №15, «Ревность и гордость» (g-moll); буря чувств, душевное смятение героя находят отражение в столь же бурном журчании ручья. 3-х частная форма. Вокальная партия становится более декламационная.
Это сцена-диалог, где печальной минорной мелодии героя противостоит ее мажорный вариант — утешения ручья; в конце, в противоборстве мажора и минора, утверждается мажор, предвосхищающий окончательный вывод цикла Образ ручья вновь возникает в №19, «Мельник и ручей».
№20, «Колыбельная ручья». Она образует арку с №1: если там герой, полный радостных надежд, отправлялся в путь вслед за ручьем, то теперь, пройдя скорбный путь, он находит покой на дне ручья. Куплетная форма. Бесконечно повторяющаяся краткая попевка “Спи, усни” от лица ручья, создает настроение отрешенности, растворения в природе, вечного забвения всех горестей.
Вокальный цикл «Зимний путь» Написан в 1827 г.. 24 песни. Так же, как и “Прекрасная мельничиха”, на слова В. Мюллера. Несмотря на 4 года разницы они разительно отличаются друг от друга. 1-й цикл светлый по музыке, а этот трагичный, отражает отчаяние, охватившее Шуберта.
Тема сходна с 1-м циклом (тоже тема любви). Действие в 1-й песне гораздо меньше. Родители бросают героя, и он (зимой) уходит из города, где живёт его девушка Остальные песни – лирическая исповедь. Преобладание минора. Песни трагические. Стиль совсем другой. Если сравнить вокальные партии, то мелодии 1-го цикла более обобщённые, раскрывают общее содержание стихов, широкие, близки народным австрийским песням, а в “Зимнем пути” вокальная партия более декламационная, нет песенности, гораздо менее близка народным песням, становится более индивидуализированная. Фортепианная партия усложнена резкими диссонансами, переходами в далёкие тональности. Формы тоже усложняются.
№1.“Спокойно спи” d-moll Мерный ритм – “Чужим путём пришёл я, чужим покину”. Начинается песня с высокой кульминации. Куплетно-вариационная форма. В 4-ом куплете – D-dur – “К чему мешать покою”, звучит, как воспоминание о любимой. Уже внутри куплета возвращается минор.
№11. “Весенний сон” A-dur В песне как бы 3 сферы: воспоминания, сон внезапное пробуждение насмешка над своими мечтами.
1-й раздел. Вальс. Слова: “Мне грезился луг весёлый”. 2-й раздел. Резкий контраст (e-moll). Слова: “Пропел петух внезапно”. Петух и ворон – символ смерти. В этой песне присутствует петух, а в песне №15 присутствует ворон. Звучание фортепианной партии передаёт ощущение мрака и холода. Резкие интонации. 3-й раздел. Слова: “Но кто же там цветами украсил мне окна все”. Появляется минорная доминанта. Куплетная форма. 2 куплета, каждый из которых состоит из этих 3-х контрастных разделов.
№24 “Шарманщик” а moll Очень простая и глубоко трагичная. Герой встречает несчастного шарманщика и предлагает ему вместе терпеть горе. Вся песня на квинтовом тоническом органном пункте. Квинты изображают шарманку.
Слова: “Вот стоит шарманщик грустно за селом”. Постоянная повторность фраз. Куплетная форма. 2 куплета. В конце драматическая кульминация. Драматический речитатив. Заканчивается вопросом: “Хочешь, будем вместе горе мы терпеть, хочешь, будем вместе под шарманку петь?”.
В своих песнях Шуберт опирался на интонацию народной австрийской песни. Музыка ясная, искренняя. Связь музыки с текстом. Шуберт передает общее содержание стиха. Мелодии широкие, обобщенные, пластичные. Часть музыки отмечает детали текста, тогда в исполнении появляется больше речитативности, которая после становится основой мелодического стиля Шуберта. Впервые в музыке фортепианная партия приобрела такое значение: не аккомпанемент, а носитель музыкального образа. Выражает эмоциональное состояние.
Презентацию подготовила преподаватель ДШИ г. Северобайкальск Рыбакова Людмила Валерьевна
Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”
для дошкольников и учеников 1–11 классов
Оргвзнос: от 15 руб.
Идет приём заявок
Песня была одним из любимых жанров романтического искусства. В ней отразилось тяготение романтиков к народности, желание во всем многообразии песенных форм раскрыть мир человеческих чувств и настроений. Шуберт – великий австрийский композитор-романтик, перу которого принадлежит более 600 песен. Презентация по зарубежной музыкальной литературе на тему “Вокальное творчество Ф.Шуберта” является наглядным пособием по данной теме.
- Рыбакова Людмила Валерьевна
- Написать
- 451
- 21.01.2020
Номер материала: ДБ-941209
VI Международный дистанционный конкурс «Старт»
Идет приём заявок
- 16 предметов
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Наградные и подарки
38 000 репетиторов из РФ и СНГ
Занятия онлайн и оффлайн
Более 90 дисциплин
- 21.01.2020
- 249
- 21.01.2020
- 66
- 21.01.2020
- 53
- 21.01.2020
- 93
- 21.01.2020
- 29
- 21.01.2020
- 26
- 21.01.2020
- 64
- 21.01.2020
- 40
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Франц Шуберт. Вокальное творчество.
Песни Ф.Шуберт создавал на протяжении всей жизни. В его наследии насчитывается более шестисот сольных песен.
Ведущее место в шубертовских песнях принадлежит вокальной мелодии. В ней отразилось новое романтическое отношение к синтезу поэзии и музыки. Тонко соединяя интонации распевные, песенные с декламационными, речевыми, он создает новый род выразительной вокальной мелодики, который становится главенствующим в музыке XIX века.
Несмотря на «привилегии», которыми наделена вокальная партия, роль аккомпанемента чрезвычайно значительна. Фортепианную партию композитор трактует как могучий фактор художественной характеристики, как элемент, обладающий своим «секретом» выразительности, без которого невозможно существование художественного целого.
Франц Шуберт. “Молодая монахиня”.
В образе “монахини” – Альбина Тонких, концертмейстер – Александра Голубцова
Еще больше интересных видео смотрите тут
Я в других социальных сетях:
Сейчас поздно, а завтра на хорошей акустике включу!
Дом для котятушек
Маленькие котятушки ищут дом. Возраст около 2ух месяцев. Очень ласковые, любвеобильные, здоровенькие.
По всем вопросам можно писать в инстаграме leravasilevskaya или в telegram/Viber по номеру +375293549951
Продолжение поста «Найден пёс, ищем хозяев, Минская область»
Отчитываюсь по потеряшке щенку гончей. Старые хозяева так и не объявились, и, как я уже писала в комментариях, я нигде не видела, что бы его искали, совсем. Ни в интернете, ни в одной близлежащей деревне мы не нашли ни упоминания ни объявления. Местные щенка видели уже пару дней как, но никто про него их не спрашивал. По нашему объявлению звонило довольно много людей, не знала, что они так много теряются, но то пятна не те, то их не хватает, то, наоборот, много.
Оказывается, на охоту снимают ошейники, что бы пес не зацепился за что-нибудь. Но ведь есть же чипирование! Ну или придумать какое то тату с номером телефона, хоть что то, что бы можно было вернуть собаку. У щенка чипа не было, клейма тоже.
В связи с тем, что на дачах его бросить мы не могли никак, мы приняли решение передать щенка человеку, который знает как вести себя с такими собаками и изъявил желание его забрать. Мужчина адекватный, у него две охотничьи собаки есть, но другой породы (как я поняла одна тоже потеряшка, а одна спасенная из плохих условий), у каждой свой большой вольер, так что, что делать с ним и как его воспитывать он знает. У щенка очень хорошая теплая будка, и большой вольер. Но не высокий забор для него, как оказалось, пока мы беседовали он умудрился и его как то перепрыгнуть и рядом носиться и играться, чем очень удивил всех нас. Был повторно пойман и водворен в уже дом до тех пор, пока не нарастят забор или еще что то придумается для его безопасности. И что интересно – нас он не слушался от слова совсем, невоспитанный шалопай, которому нужно только носиться и играться, а этого мужчину сразу послушал и выполнил его простые команды, типа “рядом”, “сидеть”, “лежать”. Но все равно, над ним еще работать и работать.
Поскольку мы встречались уже очень поздно и была ночь на улице, фоток вольера мы не делали, но там ему хорошо. Мы специально сами поехали на место, посмотреть куда и в какие условия его отдаем. Там мы были около 10 вечера, а вернулись домой только ближе к двум ночи. Новый хозяин пообещал прислать фотографии на днях. Поэтому я прикреплю пока что фотки которые делали мы для розыска.
Если когда либо обнаружится старый хозяин, то пусть уже решает вопросы с новым хозяином сам, но, исходя из того, как безответственно он подошел к своему щенку, я бы и не хотела, что бы старый хозяин находился.