1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Они сражались за Родину. Коробко Федор Николаевич

Как это снято: «Они сражались за Родину»

Фильм «Они сражались за Родину» стал вторым после «Судьбы человека» обращением Сергея Бондарчука к прозе Михаила Шолохова. Незаконченный одноименный роман писатель позволил экранизировать с одним условием – съемки должны проходить в местах действия книги, то есть недалеко от Волгограда, в станице Клетской, где степь прерывается Доном. Учитывая масштаб воссоздаваемых военных событий, важным моментом было и то, чтобы вблизи места съемок не оказалось населенных пунктов.

На место, близ хутора Мелологовского, группа приехала в конце мая 1974 года. Поскольку до ближайших более-менее крупных населенных пунктов было ехать и ехать, располагались в наспех сколоченных домах и переоборудованном под гостиницу двухпалубном теплоходе «Дунай». Перед началом съемок территорию прошли саперы, обезвредив немалое количество оставшихся еще с войны мин и снарядов. Но даже после этого группа продолжала натыкаться на опасные находки.

Съемки начались в июне и должны были продолжаться до середины осени (с учетом огромного количества военной техники сроки получались очень сжатыми), однако второго октября были прерваны из-за смерти Василия Шукшина, исполнявшего главную роль. Досъемки оставшихся сцен были проведены уже в павильоне в Москве с участием дублера. Озвучил героя Шукшина (на удивление точно) Игорь Ефимов. Фильм, созданный к 30-летию Победы, попал в основной конкурс Каннского кинофестиваля (вместо «Зеркала» Андрея Тарковского, которое просила дирекция смотра) и одновременно вышел в прокат, собрав немыслимую по сегодняшним меркам аудиторию больше 40 млн. человек.

Локации и декорации

Места съемок во многом определили строгую, аскетичную эстетику фильма. Бескрайняя выжженная солнцем степь, твердая каменистая почва, меловые холмы, отвесные речные склоны, постоянная пыль вкупе с поношенной солдатской формой сформировали тяготеющее к монохрому цветовое решение. Необходимого реализма добавляли сохранившиеся со времен войны руины, окопы и воронки от снарядов – иногда даже не требовалось добавлять к ним новые. Образ земли, кстати, в картине является ключевым, символизируя одновременно и родину, и смерть, и защиту, и смысл существования героев.

Натуралистичное и одновременно поэтическое отражение земли, по словам оператора Вадима Юсова, было отчасти вдохновлено картиной Акиры Куросавы «Семь самураев». В качестве декораций для картины были созданы переправа через Дон, дамба и три хутора. В Мелологовском у местных жителей были выкуплены дома, которые по ходу съемок сравняли с землей. При всей претензии на реализм, для скорости некоторые здания делали не из бревен, а просто обтягивали столбы пленкой с рисунком. Впрочем, в кадре отличить подобные муляжи от построенных домов почти невозможно.

Глядя на актерский состав картины, трудно не удивиться количеству «звезд»: Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Юрий Никулин, Георгий Бурков, Николай Губенко, наконец, сам Сергей Бондарчук в главных ролях, а также Евгений Самойлов, Иннокентий Смоктуновский, Лидия Федосеева, Ирина Скобцева и Нонна Мордюкова в эпизодах. Всего же в более-менее значимых ролях в картине занято около пятидесяти актеров, причем за плечами многих – например, Никулина, Бондарчука, Смоктуновского, Алексея Ванина – был фронтовой опыт.

Любопытно также, что Шукшин сниматься в картине, которая в итоге стала для него не только последней, но и одной из самых известных, не хотел, поскольку запускал собственный проект о Степане Разине. Тогда в Госкино актеру было поставлено условие – его картина состоится только при условии участия в «Они сражались за Родину». Впрочем, первоначальное нежелание сниматься не помешало Шукшину исполнить свою роль с полной самоотдачей.

Бондарчук для достижения большей достоверности «элиту советского кино» не щадил – по его требованию актеры целыми днями ходили в солдатских гимнастерках, даже когда не были заняты в сценах. Выполнять многие действия своих героев исполнителям также пришлось самостоятельно, например, рыть окопы. Показательна и знаменитая сцена с дебютантом Андреем Ростоцким, в которой героя буквально давит бронетехника. Опасный кадр снимался без участия дублера и какой-либо страховки. То, что актер вылез живым из-под гусениц танка, по большому счету, чудо.

Оператор Вадим Юсов, мастер академического изображения, снявший, например, «Иваново детство» и «Андрея Рублева», называл «Они сражались за Родину» самым тяжелым своим фильмом «с точки зрения воссоздания боевых действий». Юсов хотел добиться с одной стороны свободы в движении камеры, с другой – свободы и выразительности в движении военной техники. Для этого прокладывались многометровые рельсовые дороги и использовались краны. Одна из самых узнаваемых черт стиля Юсова проявилась в фильме особенно ярко – умение работать с пространством. Панорамы, снятые широкоугольной оптикой в плавном движении вверх или вниз придают действию планетарный масштаб.

Читать еще:  Микросервисы для Java программистов. Практическое введение во фреймворки и контейнеры

Также на картине проявился талант Юсова на ходу создавать оригинальные технические и художественные решения. Например, для фильма была специально сконструирована рельсовая эстакада из алюминия, по которой двигалась тележка с закрепленной камерой и оператором. С помощью этой конструкции был снят знаменитый кадр сокрушающего всё на своем пути танка.

А так Юсов рассказывал о съемке сцены «второго неба Аустерлица» во время контузии героя Вячеслава Тихонова: «Бондарчук требует от меня показать в кадре напряжение и животный ужас. А погода, как назло, стоит прекрасная – ни ливня, ни облачка. То есть никаких дополнительных выразительных средств, чтобы описать состояние героя, нет. И, для того чтобы в кадре была едва заметная нервная дрожь, я попросил танкистов в строго определенные моменты стрелять в сторону Тихонова из всех орудий холостыми зарядами. Выстрелы были мощные, нам всем приходилось затыкать уши, но нужный эффект был достигнут: от каждого залпа земля вздрагивала, начинала немного дымиться, а картинка плыла. А чтобы усилить этот эффект, мы вокруг Тихонова поставили жаровни с углями. В итоге, когда вы видите крупный план актера, то изображение становится неустойчивым, напоминает мираж в пустыне. Выглядит очень эффектно, а нужно всего-то поджечь уголь!».

При всей масштабности картины важен интерес оператора к деталям. Концентрируясь на мелочах солдатского быта, фиксируя рутинную работу (вроде рытья окопа), сохраняя внимание к пластике движений актеров (например, кадры того же Вячеслава Тихонова перед боем), Юсов создает изображение войны не только осязаемое и достоверное, но и показывает ее как глубокую личную трагедию и индивидуальное испытание.

После «Войны и мира» за Сергеем Бондарчуком закрепилась слава художника-баталиста. «Они сражались за Родину» эту славу подтвердили. Распоряжением Генерального штаба Вооруженных сил СССР для съемок картины был сформирован сводный полк, в который входили кавалерия, пехота, танковая и саперная части и рота водоснабжения. Кстати, солдат привлекали не только для съемок, но и для подготовки площадки (например, рытья окоп), строительства декораций и обслуживания пиротехники.

Всего массовка на картине составляла около двух тысяч человек и включала как солдат, так и жителей Клетской. В качестве боевой техники использовалось несколько десятков танков Т-44 и полтора десятка реактивных самолетов L-29. И те, и другие были созданы после событий, изображаемых в фильме, однако реальных немецких танков и «мессершмиттов», которые были бы на ходу, к моменту съемок найти не удалось. Для согласования действий съемочной группы и управлявших техникой военных была разработана целая сигнальная система – члены группы по рации передавали друг другу информацию о местонахождении танков и самолетов.

Сложности при съемке авиации добавляло то, что ближайшая взлетная полоса находилась на значительном расстоянии, из-за чего самолеты могли находиться в кадре лишь около семи минут, после чего требовалось возвращаться для дозаправки. Поскольку задействовать военную технику – дело дорогое и трудоемкое, снимать старались с минимальным количеством дублей. Без форс-мажоров, однако, не обошлось. Так, Юсова, снимавшего движущийся танк с эстакады с близкого расстояния, едва не пришибло застрявшим на броне бревном. В другой сцене танкист чуть не задавил массовку, не услышав команду второго режиссера.

Для многочисленных взрывов, которые Бондарчук и Юсов хотели видеть максимально реалистичными, пиротехниками картины было использовано астрономическое количество тротила – пять тонн (для сравнения – 1 кг останавливает танк). По словам одного из пиротехников картины, именно сцены со взрывами режиссер переснимал чаще всего, при этом подготовка занимала такое количество времени, что за смену порой удавалось сделать всего один дубль. Несмотря на высокую долю риска, от пиротехники за время съемок никто не пострадал.

Они сражались за Родину

Ш олоховская традиция в советском искусстве оказалась продолженной и развитой на новом уровне в экранизации Сергеем Бондарчуком романа «Они сражались за Родину». Тяжесть воинской страды, пот и кровь солдатского бытия, воспроизведенные на экране со всей беспощадностью фронтового реализма, благодаря глубинному раскрытию самих характеров участников боев обрели в фильме настоящее гуманистическое звучание. Эта философская направленность взгляда художников, свойственная лучшим картинам о борьбе с фашизмом, возвела военно-патриотическую тему на уровень общечеловеческий и в подвиге советского солдата позволила увидеть высокий нравственный образец поведения человека в современном мире.

История советского кино. Т. 4. М., 1978

Отрывки из воспоминаний Юрия Никулина о съемках фильма «Они сражались за Родину»:

Хотя до моих игровых сцен было далеко, я исправно ходил на все репетиции. Особенно меня поражал на репетициях Василий Шукшин. Он подбирался к каждой фразе со всех сторон, долго искал различные интонации, пробовал произносить фразу по многу раз, то с одной интонацией, то с другой, искал свои, шукшинские паузы. Он шел по тексту, как идут по болоту, пробуя перед собой ногой, ища твердое место.

Читать еще:  Самсунг ля флер год выпуска. Телефон "Самсунг Ля Флер" (Samsung La Fleur): технические характеристики и отзывы

Вспоминал я наши более чем десятилетней давности встречи с Шукшиным, когда мы вместе снимались в фильме у Кулиджанова. Тогда он держался в стороне, в разговоры не вступал, на шутки не реагировал, все ходил со своей тетрадочкой и, если выдавалась пауза, садился в уголке и что-то записывал карандашом. Тогда я не знал, что через несколько лет рассказы Шукшина будут публиковаться во многих журналах, а вскоре выйдут и отдельной книжкой.

Шукшин произносил свои фразы удивительно легко. На первый взгляд, он говорил так, как и в жизни, – не повышая голоса, но в то же время в нем чувствовалась внутренняя сила, необузданность характера бронебойщика Лопахина.

Я завидовал Шукшину. У меня с текстом возникло много трудностей.

Я решил просто выучить текст, а там будь что будет. Крупными буквами написал на картонных листах слова роли и развесил эти листы по стенам каюты. Проснусь утром и лежа читаю. Потом сделаю зарядку и опять повторяю слова. И так почти каждый день.

На третий день, когда мы обедали в столовой, Шукшин меня спросил:

– Ты чего там все бормочешь у себя?
– Да роль учу.
И я рассказал о картонных листах. Внимательно выслушал меня Шукшин, чуть вскинув брови, улыбнулся краешком рта и сказал:

– Чудик ты, чудик. Разве так учат? Ты прочитай про себя несколько раз, а потом представь все зрительно. Будто это с тобой было, с тобой произошло. И текст сам ляжет, запомнится и поймется. А ты зубришь его, как немецкие слова в школе. Чудик!

Попробовал я учить текст по совету Василия Макаровича. И дело пошло быстрее, хотя на это ушла еще неделя.

История создания фильма «Они сражались за Родину»

26 мая 1975 года на экраны страны вышел художественный фильм «Они сражались за Родину».
Производство: Мосфильм, 1975.

По роману Михаила Шолохова. Действие фильма происходит в июле 1942 года. На подступах к Сталинграду обескровленные, измотанные советские войска ведут тяжелые оборонительные бои, неся огромные потери. Небольшое стрелковое подразделение под командованием капитана Сумскова получило приказ: под огнём вражеской авиации и артиллерии обеспечить переправу через Дон советских воинских частей. Четыре дня стояли насмерть солдаты Стрельцов, Лопахин, Звягинцев — люди мирных профессий, которых война заставила надеть шинели.

Не спеша, точно и емко рисует режиссер портреты бойцов небольшого стрелкового подразделения, ведущего бои за переправу через Дон. Великолепны и страшны батальные сцены с участием авиации и танков. Пиротехники и пороха не жалели. Живо и с юмором показаны бытовые сцены, ярко и правдиво воссозданы психология солдата, его внутренний мир, его мужание и закалка в суровых испытаниях войны.

Премьера фильма Они сражались за Родину состоялась 12 мая 1975 года, 26 мая картина вышла в широкий прокат. В премьерный год картину посмотрели более 40 миллионов человек.

В 1974 году, в преддверии тридцатилетия Победы руководством Советского Союза было принято решение поставить к грядущему юбилею масштабное кинополотно о Великой Отечественной войне. Вопрос о том, кто должен стать режиссером картины не стоял — такое ответственное дело можно было доверить только создателю «Судьбы человека», «Войны и мира» и «Ватерлоо» Сергею Федоровичу Бондарчуку.

Режиссера вызвали в Министерство обороны и предложили снять фильм по книге «Битва за Кавказ» маршала Андрея Антоновича Гречко, возглавлявшего в то время военное ведомство.

«Для Бондарчука ситуация была сложной, – вспоминала супруга режиссера Ирина Скобцева. – «Маршал Гречко настоятельно «рекомендовал», чтобы Сергей Федорович снимал фильм «Битва за Кавказ», обещая: «Все дадим, всем обеспечим».

Не повинуясь настоятельной «рекомендации», Сергей Федорович приступил к работе над картиной «Они сражались за Родину». Позже такое «своеволие» вызвало бурю гнева генералитета, и картину долго не пускали в прокат. Но Бондарчук пошел «против течения». Причем масштабность «бунта» поразила многих. Ассистенты режиссера ездили по всей стране: нужно было подобрать пятьдесят семь актеров на значимые роли, восемьдесят — на роли второго плана и к тому же найти огромную массовку.

Исполнителей главных ролей Бондарчук утвердил довольно быстро: и Вячеслав Тихонов (Николай Стрельцов), и Георгий Бурков (Александр Копытовский), и Юрий Никулин (рядовой Некрасов) и Василий Шукшин (Петр Лопахин) — помнили войну. И это для Бондарчука было очень важно».

Взяв за основу сценария картины незаконченный роман Михаила Шолохова, Бондарчук, как и во время работы над «Судьбой человека», постоянно советовался по различным вопросам с автором книги. Именно Шолохов, желавший, «чтобы в фильме все было правдиво до боли», настоял на проведении съемок практически в тех же местах, где разворачиваются события его произведения. Следуя его пожеланию, фильм снимали в Волгоградской области, в окрестностях расположенных на границе Дона и Волги станицы Клетской и хутора Мелологовского. В помощь съемочной группе был выделен сводный полк солдат, которые помогали возводить декорации, рыть окопы, а также участвовали в массовках. Кроме того, военнослужащие полка, в состав которого входило саперное подразделение, обезвреживали оставшиеся с войны неразорвавшиеся боеприпасы.

Читать еще:  Systemfqad что это за программа?

По воспоминаниям главного оператора картины Вадима Юсова, участникам киногруппы очень часто встречались следы проходивших здесь боев: «Мы рыли окопы на полную глубину и находили человеческие кости. Их было очень много. Мы вынимали кости и отдавали на захоронение. Земля там вся начинена остатками мин. Саперы постоянно находили фюзеляжи. Помню, в газетах писали, что на съемках чуть не пострадал оператор. Это действительно было так. Во время перерыва я обнаружил, что прилег рядом с неразорвавшейся миной. Ее тут же откопали и взорвали саперы».

Работа проходила в сжатые сроки и в сложных условиях. Так, в спешке, администраторы не успели позаботиться о гостинице для размещения съемочной группы и актеров, и только благодаря авторитету Бондарчука удалось уговорить местное руководство предоставить для проживания людей теплоход «Дунай». Но несмотря на все трудности, фильм был завершен в срок и представлен на суд кинематографическому начальству. Многие из тех, кто присутствовал на первых, закрытых просмотрах, были глубоко потрясены увиденным на экране. Особенно лента впечатлила фронтовиков, которые отмечали ее реалистичность и даже документальность.

Конечно, нашлись и недовольные: прохладно отнеслись к творению Бондарчука военные, обиженные его отказом снимать фильм по сочинению их министра. Однако, вопреки опасениям режиссера, из фильма не было вырезано ни одного эпизода.

В 1975 году картина «Они сражались за Родину» и Сергей Бондарчук представляли СССР в основной программе Каннского кинофестиваля. По результатам опроса читателей журнала «Советский экран» лента «Они сражались за Родину» была признана лучшим фильмом, а Василий Шукшин — лучшим актером 1976 года.

В 1976 году фильм был удостоен премии Союза антифашистских борцов Чехословакии на XX Международном кинофестивале в Карловых Варах (Чехословакия), на XIV кинофестивале в Панаме Сергей Бондарчук стал обладателем премии за режиссерскую работу.

В 1977 году оператор Вадим Юсов и режиссер Сергей Бондарчук стали лауреатами Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.

Интересные факты о фильме «Они сражались за Родину»

— Для выдающегося советского актера Василия Шукшина роль Лопахина стала последней: Василий Макарович скончался 2 октября 1974 года, когда съемки фильма еще продолжались. Его роль — Петра Лопахина — озвучивал ленинградец Игорь Ефимов, а в нескольких эпизодах, в которых не успел сняться Шукшин, вместо него снялся Юрий Соловьев.

— Роль Глаши, сыгранную Лидией Федосеевой-Шукшиной, озвучила Наталья Гундарева.

— По словам Юрия Никулина, «Они сражались за Родину» — третья картина, в которую он был приглашен Сергеем Бондарчуком. Сняться в «Войне и мире», куда он был утвержден на роль капитана Тушина, Никулину не удалось из-за заграничных гастролей его цирка, а сыграть роль английского офицера в «Ватерлоо» ему помешала болезнь. И лишь с третьей попытки Юрий Владимирович попал в актерский состав фильма Бондарчука, исполнив роль рядового Некрасова в картине «Они сражались за Родину».

— Чтобы добиться от актеров максимального «вхождения в образ», Бондарчук обязал их носить форму, в которой они снимались постоянно, а не только на съемочной площадке.

— Крайне серьезно относившийся к созданию фильма Бондарчук был внимателен к каждой детали, и тщательно рассматривал и обдумывал малейшее изменение первоначального замысла. По рассказам очевидцев, однажды Василий Шукшин попросил изменить в реплике своего героя всего одно слово, после чего актер и режиссер целый час провели в обсуждении этой темы.

— Для воспроизведения взрывов и разрывов снарядов пиротехниками во время съемок было израсходовано пять тонн тротила. При этом местность для съемок таких сцен была не очень подходящей, поэтому многие взрывы приходилось снимать со значительного расстояния, чтобы не пострадали оператор и другие члены съемочной группы.

Режиссер: Сергей Бондарчук.
Сценарист: Сергей Бондарчук.
Оператор: Вадим Юсов.
Композитор: Вячеслав Овчинников.
Художник: Феликс Ясюкевич.
Актеры: Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук, Георгий Бурков, Юрий Никулин, Иван Лапиков, Николай Губенко, Николай Волков, Андрей Ростоцкий, Николай Шутько, Евгений Самойлов, Нонна Мордюкова, Иннокентий Смоктуновский, Ирина Скобцева, Ангелина Степанова, Татьяна Божок, Лидия Федосеева-Шукшина, Даниил Ильченко, Алексей Ванин, Николай Горлов, Геннадий Сафронов, Борис Никифоров, Анатолий Переверзев, Виталий Леонов, Михаил Чигарев, Станислав Бородокин, Леонид Трутнев, Пётр Меркурьев, Алексей Коняшин, Владимир Мышкин, Юнус Юсупов, Л. Павлов, К. Колесников, Хашим (Хашимджон) Рахимов, В. Набатов, Г. Ненашев, Ермахмад Аралев, В.Алексеев.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector