3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гобелен «Сватовство». Старый дом в селе на Прилукщине, Украина

Сватовство. Шуточная сценка-гротеск

СВАТОВСТВО. Шуточная сценка-гротеск.

Автор: Эвелина Пиженко.

ЛЮСЯ. Женщина «за…» Деятельная, даже чересчур. Всю энергию направляет в одно русло: выдать замуж свою дочь Дуньку.
КУМА. Кума и есть. Русло то же, что и у Люськи.
БАБКА. Мать Люськи. Дон Карлеоне местного разлива. Для достижения своих целей не брезгует огнестрельным оружием. Правда, оружие не заряжено. И вообще – муляж.
ДУНЬКА. Люськина дочь и объект заботы. Любит колбасу и попсу.
ПАРАША. Дочь Кумы и Люськина подруга. Умеет пользоваться интернетом, но не умеет фотографироваться. По этой причине ставит на аву фото известных звёзд. Например, Анны Семенович.
ЖЕНИХ. Из города. Приехал свататься к Параше. Невесту видел только в интернете. Правда, под чужим фото.

Сцена представляет собой разделённое надвое пространство. В одной части – импровизированный дом Люси, в другой части – дом Кумы.
На сцене – Люся. Она смотрится в зеркало, сама себе позирует, напевает: «Всё для меня, моря и океаны… для меня… надежды и бананы…».

БАБКА (выходит из-за кулис). Люськ, а Люськ!
ЛЮСЯ (испуганно оборачивается, прячет зеркало). Га!
БАБКА. На. Сидишь, а новостей не знаешь.
ЛЮСЯ. Ну, что там за новости? В сельпо колбасу завезли?
БАБКА. Да каку колбасу?! У тебя одна жратва на уме!
ЛЮСЯ. Баня, что ль сгорела?
БАБКА. Да типун типун тебе на язык!
ЛЮСЯ. Неужто председателя посадили?!
БАБКА. Новость нашла! Нашего председателя по три раза на год сажают, как китайские помидоры, а у него только морда растёт да краснеет!
ЛЮСЯ. Ну, не знаю, мама. Говори уже, что за новость?
БАБКА. Это не новость, а цельная бомба! Зять к твоей куме приехал!
ЛЮСЯ. Какой ещё зять? У кумы никакого зятя нету!
БАБКА. Будушший! Свататься будет к ейной дочке Парашке!
ЛЮСЯ (недоверчиво). Да ну!
БАБКА. Гну. А наша Дунька так в девках и останется. А я ж приприждала!
ЛЮСЯ (возмущённо). Ну, ты поглянь! И как ентой кобыле тако счастье привалило?
БАБКА. Говорят, в тырнете каком-то познакомились! Люськ, а чего енто такое – тырнет? Ет чаво, чтой-то навроде клуба?
ЛЮСЯ. Енто, мама, навроде нашего сельпо! Там и купить всё можно, и все сплетни деревенские узнать.
БАБКА. Так ет чаво, выходит, ентот жаних тама чегой-то покупал? А Парашка, значица, перед им хвостом крутанула! От стерва! Ну, везде поперёк, кумова порода!
ЛЮСЯ. Ой, мама, некогда тут следствие проводить. Тут делать что-то надо! На всё село только два мужика и осталось холостых, Дед Архип, да хряк Борька! Надо и нам Дуньку пристраивать!
БАБКА. Дык, может, ета… Дуньку нашу тоже туды послать… В тырнет!
ЛЮСЯ. Спохватилася! Ты орехи всю зиму чем колола?
БАБКА. Дык, ентим… Нубуком вашим…
ЛЮСЯ. Отож! Не на чем Дуньке нашей в тот тырнет ходить. Коли, мама, дальше свои орехи, а мне дитё надо пристраивать! (становится «руки в боки», грозно). Дуня! А, ну, иди сюды!

Входит Дуня. На голове наушники, в руках кассетный магнитофон, приплясывает. Люся снимает с неё наушники, отбирает магнитофон. Она выглядит сердитой.

ЛЮСЯ (Дуньке). Новость слыхала?
ДУНЬКА. Чё, в сельпо колбасу завезли?
ЛЮСЯ. Каку колбасу? Всё бы тебе жрать!
ДУНЬКА (невозмутимо пожимает плечами). Баня, что ль, сгорела?
ЛЮСЯ. Да типун тебе на язык!
ДУНЬКА (неожиданно «догадывается»). Чё, Парашка залетела? (Громко ржёт).
ЛЮСЯ. Парашка-то, может, и залетела, а вот ты приплыла! Жених к ей приехал! (Многозначительно показывает указательным пальцем вверх). Из городу!
ДУНЬКА (огорошена известием). Жених. А красивый?
БАБКА. А тебе какая разница? Тута разбираться некогда, бери-хватай что плохо лежить!
ДУНЬКА (растерянно смотрит на Бабку и мать). А чего делать-то?

Звучат аккорды из песни «Громыхает гражданская война» из к/ф «Неуловимые мстители»
ЛЮСЯ (подбоченивается по-боевому, смотрит и говорит в зал под музыку). Чего делать… чего делать… На войне как на войне! Отбивать пойдём!

На последних словах Дунька с готовностью достаёт биту, бабка – из-под фартука пистолет, заглядывает одним глазом в дуло, вытирает подолом).

Музыка смолкает.
ЛЮСЯ (удивлённо). Вы чего?! Только без жертвов! Будем брать хитростью, русским народным способом! (Бабке). Мама, доставай биноклю, докладывай обстановку!

Звучат аккорды «Вот кто-то с горочки спустился» Бабка так же из-под фартука достаёт бинокль, смотрит вдаль.

БАБКА. Во! Идёть кто-то! Атас, шкеримся!

Все уходят, на сцену с другой стороны выходит Кума, навстречу ей Жених. Звучат аккорды «А я милого узнаю по походке». Зять неторопливо проходит по сцене, оглядывается, затем подходит к Куме. Музыка смолкает.

КУМА. Ну, здравствуй, зятёк!
ЖЕНИХ. Здравствуйте, мама!
КУМА (оглядывает Жениха). Ой, какой ты хорошенький! Проходи, не стесняйся! (показывает на стол). А я вот пирогов напекла, самогоночки нагнала!
ЖЕНИХ (оглядывается). А где же моя невеста?
КУМА. Да прихорашивается с самого утра! Тебя ждёт, не дождётся!
ЖЕНИХ. Уж больно увидеть хочется, а то мы с ней только по интернету общались. Понравилась она мне! (достаёт большое фото Анны Семенович, звучат аккорды «Ах, какая женщина»). Я с её портретом не расстаюсь.
КУМА (на фото не смотрит, машет рукой). Ой, она в жизни ещё красивее! Самая красивая на деревне, не то что эта Дунька!
ЖЕНИХ. Дунька? А кто такая Дунька?
КУМА. Ой, да соседка наша, кумы моей дочка. Она моей дочке и в подмётки не годится!

Из-за кулис неожиданно выходит Люся. Звучит заставка из к/ф «Джентльмены удачи». Увидев её, Кума загораживает собой Жениха. Люся пытается его разглядеть, заглядывает то с одной стороны, то с другой, но Кума не пропускает.

ЛЮСЯ (елейным тоном, пытаясь разглядеть Жениха становится на цыпочки). Здравствуй, кума! А я мимо шла, шла, думаю, дай загляну в гости!
КУМА (по-прежнему загораживает Жениха, разводит широко руки). Ой, кума, а я сегодня прям такая занятая, прям такая занятая!
ЛЮСЯ. Ты, кума, прям, как пчела! (Нюхает воздух). Чую, мёду наварила, литров двадцать, не меньше? На дрожжах, аль на томатной пасте?
КУМА. Да на что это ты намекаешь, кума?
ЛЮСЯ. Так, понятно на что, на самогонку! Вся деревня в курсе!
КУМА. Так это ж ради праздника!
ЛЮСЯ. А что ж это за праздник? День взятия Бастилии, вроде как, впустую прошёл?
КУМА. Да какая там Бастилия! У нас другая радость! Жених к Параше приехал!
ЛЮСЯ (ей, наконец, удаётся разглядеть Жениха. Она смотрит на него оценивающе, по-хозяйски). Хорошенькая радость… И где ж такие радости раздают?
ЖЕНИХ (с гордостью). А мы в интернете с Полиной познакомились!
КУМА (удивлённо). С Полиной? С какой такой Полиной?
ЖЕНИХ. С вашей дочерью (снова показывает фото Семенович). Вот же она!
КУМА. Да я без очков-то плохо вижу!
ЛЮСЯ (смотрит на фото, потом в зал, громко басом ржёт. Затем тащит Куму в сторону, говорит вполголоса). Кума, ты чего препираешься? Сказал – Полина, нехай будет Полина!
КУМА. А, вдруг, он ошибся адресом?
ЛЮСЯ. Да не! Фотография ж Парашкина! (оглядывается на фото, тайком крестится).
КУМА. Да и то верно. Ну, тогда я тебя, кума, не задерживаю. У тебя, поди дел полно! Жалко, что уходишь! (Пытается выпроводить Люсю, но та сопротивляется).
ЛЮСЯ (упирается). А сватовство у вас, кума, неправильное!
КУМА (останавливается, опять звучит заставка из к/ф «Джентльмены удачи»). Это почему же?
ЛЮСЯ. А жених-то без сватов!
КУМА. Где же ему сватов взять, он один приехал!
ЛЮСЯ. А пусть Бабку нашу возьмёт! (Кричит за кулисы). Мама, где ты тама? Заходи!

Читать еще:  Онлайн Генератор И Редактор Иконок - Icon Generator

Звучат аккорды из к/ф «Крёстный отец». На сцену выходит Бабка в рушнике.

БАБКА. Давай, сынок, я тибе сватать буду, чтоб усё по правилам!
ЖЕНИХ. А это обязательно?
БАБКА и ЛЮСЯ (хором). Обязательно! Обязательно!
ЛЮСЯ. А Дуня пусть идёт Параш… Ой, Полину наряжает! (Кричит за кулисы). Дуня! И ты заходи!

Звучат аккорды «А я иду такая вся…» На сцену выходит Дунька. С порога начинает строить глазки Жениху.

ЛЮСЯ. Дуня, иди к невесте, одевай, потом будешь выводить. Чтобы всё, как положено! (вполголоса) Помоги ей там рожу-то разукрасить, чтоб с одного взгляду с ног сбивало!
ДУНЬКА. Ага! (уходит, без конца томно оборачиваясь на Жениха).

БАБКА. Ну, давайте начинать!

Звучат аккорды заставки из к/ф «Любовь и голуби». Расходятся: бабка с Женихом в одну сторону, Люська и Кума в другую, потом сходятся, кланяются друг другу.

КУМА. Здравствуйте, гости дорогие!
ЛЮСЯ (подхватывает). Рассказывайте, зачем припёрлися? (Куме) Прости, Кума, вырвалось!
БАБКА. Да вот, ищем купцу нашему товар по карману.
КУМА (гордо). Такой товар у нас есть!
ЛЮСЯ (подхватывает). Цены снижены на 90 процентов! Распродажа! (Куме). Ой, Кума, опять вырвалось!
БАБКА. Так показывайте ваш товар, а уж мы посмотрим, какое там качество!
КУМА (за кулисы). Доча, Пара… Полина, выходи!
ЛЮСЯ (резко останавливает Куму). Погодь, Кума! Нехай сначала выпьет!
КУМА (удивлённо). Так рано ещё пить-то?
БАБКА. А потом поздно будить. Наливай.

Кума нехотя разливает из бутыли самогон по стаканам.

ЖЕНИХ. Вообще-то, я непьющий.
БАБКА. Пей, сынок. Психику береги.

Все выпивают. Зять хочет только пригубить и поставить стакан, но Люся и Бабка с обеих сторон заставляют его выпить. Бабка тут же наливает по второй.

БАБКА. Пить надо парно, а то никогда не женисси. (Поднимает стакан и почти насильно вливает в рот Жениху). А вот теперь можно и на невесту посмотреть!

ЛЮСЯ (машет рукой за кулисы). Дуня! Заводи!

Звучит марш Мендельсона. На сцену выходят Дунька и Параша. У Параши лицо закрыто фатой.

КУМА. Вот она, красота моя ненаглядная! (Хочет приподнять фату).
ЛЮСЯ (резко останавливает). Погодь, Кума! Надо ещё выпить!
ЖЕНИХ (уже пьяно сопротивляется). Да не пью я! Хотя… (Машет рукой). Пью!

Сватовство на Руси: как хитрили свахи, чтобы невеста выглядела привлекательнее

Выдать замуж красавицу – дело не трудное, а вот с бесприданницей или некрасивой девушкой все обстоит гораздо сложнее. Чтобы каждая девушка смогла обрести семейное счастье, нужно было просто обратиться к опытной свахе. Сводницы использовали самые различные уловки.

Свахи присматривались к девушкам в деревнях и определяли, насколько каждая из них годится для семейной жизни. Они оценивали красоту, послушность, повадки. Не последнюю роль играл возраст девушки, а также ее внешние данные.

Обман жениха

Издавна на Руси существовал обычай ритуального обмана жениха. Для этого выводили абсолютно другую женщину. Нередко это была древняя старуха. Мужчина должен быть распознать обман и найти свою суженую или же заплатить выкуп.

Похожий ритуал был и во время проведения смотрин. Если девушка была некрасива и у нее было мало шансов выйти замуж, то вместо нее выходила к сватам младшая сестра или любая другая родственница, которая была более привлекательной. Подлог зачастую раскрывался уже после совершения обряда венчания, а его последствия во многом зависели от того, насколько некрасива невеста или какие есть у нее проблемы со здоровьем. Если же недостатки были не очень серьезными, и они абсолютно не влияли на выполнение основных обязанностей, то молодые часто предпочитали остаться вместе.

Если же у невесты были серьезные проблемы, то родственники обманутого жениха могли подать жалобу властям. После проведения следственных работ и обнаружения весомых доказательств виновных в подлоге секли кнутом, а саму жену муж или регулярно бил, или вынуждал принять постриг и уйти в монастырь.

Правильный выбор одежды

Сильная худоба невесты снижала ее ценность. В жены старались брать девушек с пышными формами, так как это говорило о здоровье самой невесты и будущих детей. Кроме того, считалось, что худая девушка может быть бесплодной. Если у девушки узкий таз, то у нее могли быть проблемы во время родов. Худоба рассматривалась как болезнь, могла быть признаком чахотки или туберкулеза. Кроме того, она не давала нормально работать. К тому же худоба ассоциировалась с бедностью.

Худых девушек свахи наряжали так, чтобы они выглядели более полными. Для этого надевали несколько сорочек, сарафан, который был на размер больше или несколько пышных юбок, а сверху еще просторную опашню. На область груди и бедер делали специальные накладки.

Украшение волос

Длинная и толстая коса издревле на Руси считалась одним из основных эталонов женской красоты. Однако не все имели красивые волосы. Можно, конечно, было укреплять их, ополаскивая травяными отварами, или воспользоваться магией. Но для этого требовалось время.

Перед самыми смотринами свахи шли на ухищрение. Они вплетали в жидкую косу конские волосы, подобрав оттенок конской гривы под цвет волос невесты. Кроме того, можно было вплести ленту от макушки. Такое украшение не только делало прическу лучше, но и символизировало то, что девушка на выданье.

Проблемы со здоровьем

Не только серьезные проблемы со здоровьем, такие как хромота, глухота или косоглазие затрудняли работу свахи, но даже самая обычная простуда или родинка могли помешать удачному сговору. Девушку на выданье нужно было охранять от отравления и других проблем со здоровьем, так как зачастую в ход шли различные яды, колдовские заговоры и многие другие женские хитрости. Поэтому многие свахи перед смотринами переезжали в дом к невесте и наказывали родителям беречь ее.

Работу девушке поручали самую безопасную, чтобы она случайно не поранилась, и даже кормили тем, что предварительно попробуют другие члены семьи. Если все же были ссадины и ушибы, то их старались быстро лечить или маскировали под одеждой. Родимые пятна и родинки замазывали мукой или белым мелом.

Читать еще:  Как стереть все данные с iphone 5?

Скрыть более серьезные проблемы со здоровьем было достаточно сложно, но опытные свахи проявляли в этих делах особую изобретательность, что до самого выхода из церкви будущий муж оставался в неведении. Самое главное, чтобы молодые до свадьбы не виделись.

Если же жених будет настаивать на том, чтобы посмотреть на невесту, то можно организовать смотрины в людном месте, где неприлично сильно глазеть. Или посадить невесту у приоткрытого окна горницы так, чтобы ее дефекты были скрыты.

Использование косметики

Если невеста не блистала красотой, то сваха часто приукрашивала ее при помощи косметики. Иногда ее накладывали столько, что после свадьбы жених с трудом узнавал свою жену, с лица которой смыли свинцовые белила, стерли с бровей смесь жира и сурьмы, а со щек – румяна из киновари.

Нередко жених удивлялся, видя перед собой совершенно другую девушку, но смирялся с тем, что его жена — не красавица.

Обман с возрастом

Не только некрасивым девушкам приходилось проявлять изобретательность. Многие красавицы столько раз отказывали женихам, что к ним просто переставали засылать сватов. Лучшим для брака считался возраст 12-15 лет. Если девушке исполнялось 18, то не многие хотели брать ее замуж, и она рисковала остаться в старых девах. К барышне старше 20 лет свататься было стыдно.

Только умелая сваха могла предоставить девушке второй шанс на успешный брак, так как она немного занижала возраст невесты. Если ложь и раскрывалась, то не раньше, чем данные мужа и жены священник заносил в метрические книги. Однако из-за лишних лет красавицы мало кто из женихов устраивал скандал.

Купленное приданное

Большим плюсом для невесты было большое приданое. Чем плотнее набит сундук, тем больше шансов успешно выйти замуж. Содержимое сундука не только демонстрировало достаток девушки, но и ее умение шить, прясть и вышивать. Большинство вещей девушка для себя готовить самостоятельно в течение многих лет.

Если же у девушки нет талантов к рукоделию, то родители по научению свахи легко соглашались на подмену. Они клали в сундук купленные на ярмарке рубашки, чтобы жених и его семья были довольны приданым. А после свадьбы многим мужьям оставалось только сетовать на жену-неумеху.

Вопрос с целомудрием невесты мало кого волновал на Руси. Если у девушки до замужества был ребенок, то это воспринималось как признак того, что она сможет продолжить род будущего мужа, так как уже справилась со своим основным предназначением — рождением детей.

Традиции украинской свадьбы, последовательность ритуалов

Для каждого народа свадьба — это одна из значимых вех человеческой жизни. В любой стране подготовке к столь важному событию, и самому ритуалу придается огромное значение. Украинская свадьба, конечно, не исключение. Из глубины веков до наших дней дошли уникальные народные обычаи и поверья, тесно сплетенные с верой и культурой этого народа. Чтобы молодые вступили в счастливую, ничем не омраченную семейную жизнь, проводились и до сей поры проводятся самобытные ритуалы.

Старинные обычаи украинского народа

Корни украинских обычаев уходят еще в дохристианскую эпоху. Церковь не смогла существенно повлиять на традиционные обряды, вплоть до XIX века свадьбы играли по языческим канонам. Именно поэтому свадебной порой была весна и начало лета, время, когда просыпалась природа. И только с победным шествием христианства торжества перенесли на осеннее время, поскольку весенний Великий Пост запрещал какие бы то ни было праздники.

Свадьба на Украине праздновалась от всей души, с размахом, гостей созывали со всех окрестных селений, не забывая и самых дальних родственников. Однако, бездумно не гуляли. Если пили, то с ограничением: только старшие и уважаемые гости. А дети и школяры на такие гуляния не допускались вовсе.

Обряд сватовства и смотрины

Свадьба в украинском стиле предписывает обязательное предварительное знакомство. В настоящее время этот обычай, к сожалению, основательно забыт, лишь в Закарпатье сохранился практически неизменным. А ведь смотрины и сватовство позволяют родственникам приглядеться друг к другу, оценить взрослым взглядом семьи и отношения молодых, возможно, дать совет или воспротивиться свадьбе, пока не поздно!

По старинному обычаю, влюбившись в девушку, хлопец уведомлял о том старших родственников. А те уже должны были отправиться с ответственной миссией к родителям суженой. Собиралась представительная делегация, состоящая из старших членов семьи мужского пола. Если не было отца – его заменяли дядья или деды. И всей дружной гурьбой, приодевшись в лучшие наряды, сваты направлялись в дом будущей невесты. Жених в дом не заходил, оставался под окнами. Хотя, его мог пригласить отец девушки, чтобы посмотреть на парня.

С собой они приносили обязательный символ мирных намерений и доброго согласия — свежеиспеченный каравай (сейчас может заменяться обычной магазинной буханкой). Хлеб торжественно выкладывался на стол, обязательно в чистом вышитом рушнике, и начинался неспешный разговор.

Вели беседу исключительно главы семей, независимо от степени родства с молодыми: это могли быть дедушки, дяди или старшие братья. Если сватовство не отклонялось, начинался следующий этап. К гостям выходила девушка и разрезала принесенный каравай пополам с ритуальной фразой: «Режу этот хлеб, чтобы дать вам слово мое, буду отныне вашей дочерью». Ломти каравая раскладывались на рушнике, что означало окончательный положительный ответ со стороны будущей невесты.

Сваты отвечали также традиционно: «Благодарим девицу пригожую, что вышила полотенце такое дивное». На этом предварительный этап успешно завершался. Уговаривались о дате смотрин и помолвки, и сваты прощались.

Подготовка к свадебным торжествам

Предсвадебный этап в украинских селах длился довольно долго, до месяца. Нужно было приготовиться к застолью, пошить наряды, еще раз проверить и добавить приданое. Да еще и обязательные ритуалы провести, чтобы совместный путь лег молодым под ноги ровной тропой.

Смотрины и помолвка

Этот обряд проводился через несколько дней или недель после сватовства. Собирались самые близкие родственники девушки и ехали с ответным визитом в дом жениха, прихватив с собою, опять же, хлеб. Таким образом они оценивали материальное положение семьи и внешность, а также характер самого хлопца. Если им что-то не нравилось, могли и отказать в свадьбе.

На помолвке, что следовала за смотринами, обязательно присутствовали сторонние свидетели, чтобы подтвердить образование нового союза. Традиции предписывали вести себя вежливо и доброжелательно, ведь от этого зависели будущие отношения двух семей. Молодую наряжали и выводили в общую горницу. Она весь вечер потчевала свекра со свекровью, предлагая с поклонами разнообразные кушанья. Причем большую их часть девушка должна была приготовить самолично – так оценивались, в том числе, ее хозяйственные навыки.

Невеста также проявляла скромность и старалась показать себя с самой лучшей стороны. Молодых обвязывали вышитым обрядовыми символами рушником в знак нерушимости семейных уз. После этого жених и невеста считались сговоренными. Отказ от свадьбы налагал несмываемый позор и такому молодому человеку или девушке обеспечивалось общественное порицание и трудности в личной жизни. Невеста обязательно одаривала родителей жениха своим рукоделием с вышивкой: платками, рубахами, полотенцами.

Читать еще:  Как проверить видеокарту на работоспособность

Девичье прощание

Юная невеста обязательно должна была попрощаться с отчим домом и беззаботной девичьей свободой, чтобы без старых долгов вступить в семейную жизнь. Устраивался девичник, на который приглашались лучшие подружки и незамужние сестры. Выпекали хлеб, калачи. Помогали приготовить приданое. Девице расплетали косы и надевали венок. Плели амулет на счастье – на веточку повязывала яркие ленты, конфеты, пряники чтобы потом закрепить его на свадебном столе.

Украинская свадьба

Подготовка к свадьбе была довольно сложной. В обязательном порядке пекли свадебный каравай и вышивали особый рушник с национальными оберегами.

Свадебный хлеб изготавливался по уникальному рецепту лучшими стряпухами. Он был пышный и очень вкусный. Украшали его обязательно элементами из того же теста: колосьями пшена, символом достатка, и изображением калиновых листьев – символа плодородия и продолжения рода. Венчали каравай свадебные символы, в знак нерушимой любви и верности.

Каждая уважающая себя украинка должна была уметь ткать, шить и вышивать. Вся одежда, хозяйственные и постельные принадлежности обильно украшались вышивкой. Особенно удачные изделия откладывались для праздников. В число приданого, которое юная девица начинала готовить с молоду, входило большое количество рушников-полотенец, занавески, рубахи, фартуки, юбки, постельное белье. Именно на рушники укладывали хлеба и караваи. Ими одаривали родственников и близких друзей. Символ достатка в украинской традиции – пышный каравай на вышитом белоснежном полотенце.

Наряды молодых

Очень красивы и самобытны свадебные традиционные наряды украинцев. Край, где вышивка присутствовала практически на любом изделии, а деревянную мебель и утварь украшали великолепнейшей резьбой, облачения молодых не могли быть тривиальными. Ткани вышивались кропотливо сложнейшими узорами. Использовались разноцветные шелковые нити, бисер, ленты. Стили вышивки могли быть разными: гладь, крестик, мережка, и все выглядело настолько гармонично, что глаз было не оторвать.

Традиционными узорами считались дубовые листья, барвинок, хмель, рябиновые и калиновые гроздья, птицы и животные, виноград и мак. Каждый элемент нес строго определенную смысловую нагрузку. По вышивке можно было многое сказать о конкретном человеке. Также, некоторые узоры несли благословляющую или защитную функцию. Вышивая узоры для себя, своих родных и любимых, мастерицы вкладывали в узор не только положительные эмоции и свою энергетику, но и просили высшие силы помочь, направить, утешить.

Выкуп невесты

Прежде, чем получить доступ к невесте, жених должен был доказать, что он этого достоин. В день свадьбы наряженный жених отправляется за своей избранницей. По дороге многочисленные знакомые, родня, дружки преграждали ему путь и требовали отступных, иначе дальше не пропускали. Хлопец одаривал всех конфетами, монетами, небольшими платками или полотенцами.

А в доме невесты начинались серьезные испытания, ведь родственники будущей супруги должны были удостовериться, что муж силен, умен и находчив. Сможет и работать, и семью защитить. Ему могли предложить запрячь лошадь, вспахать участок земли, наколоть дров или показать свою силу, подняв бочонок с водой. Обязательны задавались каверзные вопросы и загадки – чтобы дать возможность продемонстрировать ум и хватку.

Венчание молодых

Ритуал освящения брачных уз проходил в местной церкви. Батюшка читал молитвы, молодых венчали особыми венками. По выходу их храма молодожены попадали под самый настоящий дождь из монет, крупы – в знак богатой и сытой жизни. По поверью считалось, что в этот момент перед молодыми могло разверзнуться адское пекло, поэтому им под ноги родители активно лили воду.

Сам пир обычно проходил во дворе дома жениха. Выносили столы, местность украшали всеми возможными способами. На вышитые скатерти выставляли горячие и холодные закуски, множество пирогов, мясные и овощные блюда. По приходу из церкви молодых встречали хлебом-солью. Они должны были отломить по кусочку, обмакнуть в соль и съесть. По размеру куска определяли, кто будет верховодить.

Интересные свадебные обычаи

Украинские обычаи, касающиеся предсвадебной подготовки и самой свадьбы настолько интересны, что наблюдать за этим феерическим действом можно бесконечно.

  • Мать жениха занимала у соседей ржаной каравай, с которым отправлялись сваты, это сулило удачу в нелегкой миссии.
  • В случае категорического отказа со стороны родственников девушки на какие бы то ни было отношения, сватам вручалась тыква (гарбуз). С чем те и уходили восвояси. У украинцев даже присловье есть: «Получишь гарбуза!».
  • Девушка не сразу соглашалась на свадьбу. Она стояла и «колупала печь», отворотившись, и всеми силами оттягивала момент решения. В конце концов выпрашивая два-три дня на раздумье.
  • Если девушка не соглашалась на свадьбу, она могла лично отнести оставленный сватами хлеб обратно в дом отвергнутого парня.
  • Ни в коем случае под праздничный каравай нельзя было подстилать рушник, сделанный и вышитый не руками невесты. Считалось, что в этом случае молодая проживет не свою судьбу и будет несчастна.
  • Брачные сорочки считались сильнейшими оберегами, способными сохранить жизнь на войне или помочь с деторождением.

Украинская свадьба всегда очень пышно декорировалась. Множество цветов украшали столы. Использовались цветные атласные ленты, выплетались красивые декоративные плетни и арки. Преобладали яркие природные цвета: желтый, зеленый, белый, красный.

Свадебные подарки

Интересен обряд «чоботы», когда юный жених дарил теще подарок – красивые вышитые сапожки. Он должен был вымыть матери своей невесты ноги, обуть ее и пригласить станцевать, чтобы стало понятно, что обувь в самый раз.

Девушка тем временем подносила дары родителям суженого, состоящим из ее собственного рукоделия.

Первая брачная ночь

Расплетание девичьей косы – это древнейший обычай. Именно в этот момент молодая переходила из статуса девушки в статус замужней женщины. Свекровь и муж снимали венчальный венец – пышный венок с множеством лент, который молодая после бросала в группу незамужних девиц.

Затем свекровь расплетала девичью косу и заплетала уже по-другому, укладывая волосы венцом. После чего покрывала голову молодой женщины узорчатым платком – символом замужества. Объясняется этот обычай тем, что жена много трудится по хозяйству, потому волосы должны быть прибраны, да и не пристало жене показывать свою красоту кому-то кроме мужа или ближней родни.

Кровать новобрачных застилали матери. Подруги облачали молодую жену в сорочку до пят, вышитую самой невестой.

После свадьбы

Утром постель обязательно проверялась на предмет невинности девушки. Если девушка оказывалась честной, ее мать получала подарки. Затем юная супруга приносила воды из родника и поила всех гостей.

На второй день обычно на потеху гостям появлялись «ряженые». Занимая место новобрачных, они веселили всех. Остальные по желанию могли наряжаться как угодно, после чего всей гурьбой ходили по окрестностям, пели песни. Считалось, что таким образом нечистые силы запутаются, не найдут настоящих супругов.

Украинская свадьба – это непременные песни, гуляния и веселье. Этот душевный народ умеет веселиться и принимать гостей. А старинные обычаи, бережно сохраненные и неуклонно соблюдаемые, придают торжественному событию глубокий смысл.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector