16 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бетховен. Сувенирные галстуки. Бонн

По следам Бетховена

Два города – Бонн и Вена – уже давно не могут поделить главную роль в жизни великого композитора.

В декабре 2020-го года исполнится 250 лет со дня рождения Людвига ван Бетховена.

Немецкий Бонн, где Бетховен родился, и Вена, где он прожил большую часть жизни, до сих пор не могут поделить звание главного города в судьбе композитора. И если Вене и помимо Бетховена есть чем похвастаться, то для жителей маленького уютного Бонна композитор – не просто наследие и абстрактный символ. Он прочно вписан в современную жизнь города. Бетховен везде – и не только в музеях и монументах. Бетховена изображают художники-граффитчики, его портрет не прочь выставить в витрины хозяева многочисленных лавок – и неважно, что продается: сладости или книги. Цветные статуи композитора украшают город к Бетховенскому фестивалю. И, конечно, неудивительно, что оркестр Бонна, тот самый, где молодой композитор когда-то служил альтистом, носит имя Бетховена.

Памятник Бетховену в Бонне

Уже давно дом семьи Бетховен на Боннгассе, 20 превращен в музей с маленьким концертным залом, где можно послушать живые выступления за небольшую плату. Крестили композитора в боннской церкви святого Ремигия – готическая базилика находится неподалеку от Рыночной площади.

Дом Бетховена в Бонне

В отличие от дня рождения Бетховена, дата крестин известна точно – 17 декабря 1770 года. Многие историки уверены, что родился Бетховен днем ранее.

Рыночная площадь Бонна

Неудивительно, что первый памятник Бетховену тоже появился именно в Бонне, причем идея воздвигнуть его появилась еще до смерти великого композитора. Долгое время дальше задумки дело не шло. Горожане не слишком-то горели желанием оплачивать монумент, так что сбор денег на памятник шел очень медленно. Только благодаря Ференцу Листу, большому поклоннику таланта Бетховена, нужную сумму все-таки удалось собрать. Так на Мюнстерплац в 1845 году – а умер Бетховен в 1827-м – появилась бронзовая фигура.

Суровый и угрюмый – таким Бетховен предстал для потомков во многом благодаря этому памятнику, ведь скульптор Эрнст Хенель за образец взял посмертную маску композитора. Открытие памятника сопровождалось концертами – именно они положили начало ежегодного Бетховенского фестиваля в Бонне. В этом году он запланирован с 4 по 27 сентября.

Памятник работы скульптора Маркуса Люперца. Фото http://www.stiftungkunst.de/

В 2014-м новый, уже современный взгляд на Бетховена, представил график и скульптор Маркус Люперц – один из самых необычных и самобытных творцов Германии. Новый памятник в Бонне авторства Люперца состоит из двух частей, одна из который посвящена композитору как личности, другая – его музыкальному наследию.

Отец, Иоганн Бетховен, тенор в придворной капелле, рано заметил талант сына. И даже отправил его в Вену – учиться у Моцарта, которого боготворил. Моцарт остался под впечатлением от таланта семнадцатилетнего Бетховена. Правда, уроков ему тогда дать и не смог – из-за смерти матери Бетховен спешно вернулся в Бонн. Тогда-то ему и пришлось идти работать в симфонический оркестр…

Через несколько лет Бетховен снова возвращается в Вену, чтобы учиться у Гайдна. Правда, и ученик, и учитель так и не смогут найти общий язык, и Бетховен решает выбрать себе нового наставника – печально известного Антонио Сальери.

Памятник Бетховену в Вене

Несмотря на тяжелые времена и проблемы со здоровьем – Бетховен начал терять слух – в Бонн композитор больше не возвращается. На долгие годы Вена становится главным городом для Бетховена – там, где еще при жизни он обретет уважение и славу. Кончина настигнет композитора тоже в Вене. Бетховен похоронен на центральном кладбище города, и каждый год почтить его память приезжают тысячи людей со всего мира.

Сейчас о жизни Бетховена в Вене напоминают театры и музеи, устроенные в квартирах, где он жил.

Так, три года назад маленькая квартира композитора по адресу Пробусгассе, 6 превратилась в большой музей Бетховена. В этом доме 32-летний Бетховен в полном отчаянии сочинил «Хайлигенштадтское завещание». Это письмо, адресованное брату и впоследствии так никогда и не отправленное, он написал, узнав, что излечить его глухоту невозможно. Одновременно в доме на Пробусгассе он работал над многими великими произведениями, среди которых три сонаты для клавира: опус 31, оратория «Христос на Масличной горе» и «Героическая» симфония.

История большой любви: Бетховен и Бонн

В декабре 1770 года в Бонне родился Людвиг ван Бетховен. Он до конца дней любил свою “малую родину”.

Она отвечает ему взаимностью до сих пор: именем композитора названы оркестр и филармония, не говоря уже о фестивале.

Итак, Бонн и Бетховен: для многих между этими двумя понятиями существует устойчивая связь, но не для всех.

Среди выпускников российских музыкальных школ распространен предрассудок, будто Бетховен не любил свой родной город, где вырос в нищете, обремененный пьющим отцом, и, подобно Моцарту, был рад его покинуть и выбраться в блестящую австрийскую столицу, чтобы стать там

“великим венским классиком”.

Восстановлением исторической справедливости в отношении Бонна занимается, в частности, дом-музей Бетховена в историческом центре города.

Главная достопримечательность Бонна

Дом-музей Бетховена – нарядный трехэтажный домик, с небольшими оконцами, красивыми резными дверями и уютным, тенистым внутренним двором. На него выходят окна кабинета директора музея, профессора Андреаса Экхарда (Andreas Eckhardt):

Читать еще:  Как восстановить Outlook - пошаговое восстановление Microsoft Outlook

“Да, это действительно тот самый дом, в котором родился Бетховен. В девятнадцатом веке в этом были некоторые сомнения, которые развеяны новейшими исследованиями: это точно тот самый дом.

Бетховены снимали небольшую квартирку в задней части здания. Здесь Людвиг родился, здесь же прошли первые четыре года его жизни. Затем семья, в которой появилось еще трое детей, переехала в дом, находившийся двумя улицами дальше”.

Идеальные условия для развития гения

“Никто не мешал развитию гения. А это уже немало. В Бонне имелись опера, придворный театр, оркестр. Для библиотеки выписывались все новые книги и журналы, для театра – партитуры. Ко всем этим – недостижимым в других местах – источникам информации Бетховен имел доступ уже ребенком”,

– рассказывает Андреас Экхард.

Портрет 13-летнего Бетховена неизвестного художника, ок. 1783 года

Плоды просвещения не заставили себя долго ждать: уже в десять лет Людвиг был органистом одного из центральных городских соборов, а в тринадцать он поступил в придворную капеллу, где играл на скрипке, альте и виолончели.

17-летнему Бетховену были переданы отцовская зарплата и его обязанности в городском оркестре. Это личное распоряжение архиепископа возлагало на юношу всю тяжесть ответственности за семью.

Вот вам и объяснение той радости, с которой он, двадцатидвухлетний, покидал в 1792 году вполне любезный его сердцу Бонн, направляясь в Вену.

“Не будем забывать, что Бетховен покидал родной город, имея в активе не только добрые пожелания, но и стипендию, пожалованную ему архиепископом. Его не выгнали, он не был вынужден бежать, как Моцарт из Зальцбурга, его отправили учиться!”,

– напоминает Андреас Экхард.

“Прекрасные холмы” и боннский диалект

Почему Бетховен никогда не возвращался в Бонн? Риторический вопрос. У кого из нас нет дел, откладываемых до лета, до следующего года, до пенсии или еще до какого заветного рубежа?

От Бонна до Вены – путь не близкий. Лишних денег у Бетховена никогда не водилось. Плюс – заботы, переезды, влюбленности, срочные заказы, ученики и ученицы, наконец, болезни. О Бонне он, однако, никогда не забывал.

Как рассказывает Андреас Экхард:

“Существует чудесное письмо Бетховена, адресованное другу его юности, Вегелеру. В нем он с тоской пишет о “прекрасных и любимых холмах”. В другом письме он пишет, что хочет посетить могилу своих родителей. Или такой случай: в Вене Бетховена как-то посетил один старый боннский знакомый. Бетховен принял его с распростертыми объятьями: “Наконец кто-то, с кем можно поговорить на бёнше!”

Бёнш – это боннский диалект, разновидность рейнского диалекта. На диалекте Бетховен не только говорил, но и писал, как свидетельствуют его письма, весьма далекие от общепринятых тогда правил грамматики.

От публичного дома к музею

Если в Зальцбурге лишь в конце девятнадцатого века смекнули, насколько выгодным делом может оказаться память о Моцарте, то в Бонне бетховенским успехам радовались уже при жизни композитора.

Дом-музей Бетховена в Бонне

Уже в год его смерти – в 1827-м – прошло нечто вроде небольшого фестиваля его памяти. В 1845 году был воздвигнут первый в Европе памятник Бетховену.

С того же года, то прерываясь, то воскресая, проходит и Бетховенский фестиваль. А в 1890 году горожане спасли родной дом Бетховена от сноса.

“В 19 веке дом сменил множество владельцев, последний из них содержал тут что-то вроде публичного дома с театром-варьете. Когда владелец разорился, “притон” решили было снести. Но граждане города создали комитет, собрали деньги и спасли дом”,

– рассказывает Андреас Эккард.

“Граждане за Бетховена”

Гражданская инициатива “Граждане за Бетховена” (Bürger für Beethoven), созданная еще в 19 веке, сегодня является формальным владельцем дома-музея. В 1890 году был брошен всегерманский клич:

“Если у кого-то есть что-то, связанное с Бетховеном – отправляйте в Бонн!”

Слуховые трубки Бетховена

Кайзер пожаловал купленную им где-то коллекцию слуховых трубок, которыми пользовался глохнувший композитор. Учитель маленькой школы из какой-то рейнской деревни прислал первое издание одного из квартетов.

Так, с миру по нитке, а потом и на научной основе была собрана уникальная “бетховениана”: один лишь бетховенский архив насчитывает пять тысяч единиц хранения.

Имя Бетховена носит и городской оркестр Бонна, имеется и филармония под названием Бетховенский зал (а в ближайшее время обещают построить еще один), не говоря уже о фестивале…

Бонн (Германия): достопримечательности

Bonn – небольшой город земли Северный Рейн-Вестфалия недалеко от Кёльна. В период послевоенного существования двух немецких государств Бонн был столицей Федеративной Республики Германии. После объединения страны и возвращения столицы в Берлин Бонн сохранил статус города федерального значения: в нём продолжают находиться некоторые общегерманские ведомства.

Первое упоминание о древнеримской крепости Castra Bonnensia на месте нынешнего Бонна датируется 11 г. до н. э. В следующем упоминании спустя 8 веков речь идёт о поселении Villa Basilica. Появление нынешнего названия историки относят к рубежу IX–X вв. и связывают с именем одного из германских племён.

Бонн и Бетховен

Бонн известен своим всемирно известным уроженцем – композитором Людвигом ван Бетховеном. Изображения великого земляка встречаются в Бонне повсюду – как памятники и бюсты, в витринах магазинов, на стенах домов, в подземных переходах. Его именем названа городская Филармония, улица и площадь.

Читать еще:  Информация о размерах и весе устройства, представленная в разных единицах измерения. Использованные материалы, предлагаемые цвета, сертификаты

Дом Бетховена

Beethoven-Haus Bonn – здание, в котором в 1770 г. родился великий композитор. С 1889 г. здесь расположен самый большой музей Бетховена в мире. Этот дом с барочным фасадом, построенный на рубеже XVII–XVIII вв. – один из немногих хорошо сохранившихся. Ныне в мемориальный комплекс по адресу Bonngasse 24-26 входит также соседний дом

и сад с установленными в нём бюстами композитора.

Дом Бетховена. Задний двор

В экспозиции дома, где родился Бетховен, представлены связанные с великим композитором предметы: музыкальные инструменты, партитуры, картины, рояль, слуховые трубки (ведь Бетховен с молодых лет начал терять слух). В соседнем доме, называемом Digitales Beethoven-Haus, есть возможность послушать произведения Бетховена посредством современных технических средств. По воскресеньям действуют специальные программы для детей. Здесь же работает сувенирный магазин.

Памятники Бетховену в Бонне

Недалеко от Кафедрального собора в 1845 г. был открыт Beethoven Denkmal работы скульптора Эрнста Хенеля. Спонсировал установку памятника другой великий композитор и пианист – Ференц Лист, высоко ценивший творчество Бетховена. Открытие памятника состоялось в рамках первого бетховенского праздника в Бонне, в присутствии британской королевы Виктории, прусского короля Фридриха Вильгельма IV, учёного Гумбольдта и Листа. Они стояли на балконе княжеского дворца (ныне – здание почтамта). Как видно по фотографии, каменный Бетховен стоит к дворцу спиной: по некоторым сведениям, так скульптор отдал дань сложному характеру композитора.

Хенель постарался придать простоватому курносому лицу Бетховена величественность, сделав его насупленным с плотно сжатыми губами и сдвинутыми бровями. Такое изображение композитора на его первом монументе стало определяющим для множества других памятников Бетховену в разных городах планеты. С четырёх сторон постамента – аллегорические изображения главных видов классической музыки – симфонии, фантазии, драмы и духовных песнопений. В фундаменте замурованы партитуры двух выдающихся прозведений композитора – Девятой симфонии и Торжественной мессы.

В 1986 г., во время очередного бетховенского фестиваля, перед концертным залом Beethoven-halle (резиденцией всемирно известного Бетховенского оркестра) была установлена оригинальная «Голова Бетховена» работы скульптора Клауса Каммерихса.

Если подойти к скульптуре поближе, то узнаваемый облик композитора превращается в груду напоминающих партитуры бетонных рулонов.

«Голова Бетховена» на близком расстоянии

Боннский Кафедральный собор

Католический Bonner Münster Basiliсa на нынешней площади Münsterplatz был заложен на месте захоронения двух римских легионеров – Кассия и Флорентия, казнённых за помощь немецким христианам во время их преследований. Согласно преданию, их могилу обнаружила св. Елена (известная обретением в Иерусалиме важнейших христианских реликвий). Строительство собора в романском стиле началось в середине XI в., но закончилось через два с половиной столетия. В здании гармонично сочетаются черты романики и готики.

Несмотря на серьёзные разрушения во время войны, здание сохранило первоначальный фасад XIII века. Он имеет пять башен: центральная – самая высокая, достигает 96 метров.

Католический Bonner Münster Basilica

Романские черты сохранились в более ранней потайной галерее внутри собора. Её своды украшены резьбовым изображением лошадей, львов и драконов. В целом внутреннее убранство собора, выполненное в более поздний период, тяготеет к барокко. Внутри можно видеть алтарь XI в. над часовней, купель XII в., скульптуры св. Елены, св. Кассия, св. Флорентия, панораму Бонна 1704 г.

В восточной части базилики на открытой площадке лежат каменные изображения голов Кассия и Флорентия, изготовленные уже в нашем столетии. Слева от собора с 1902 г. действует фонтан св. Мартина, скульптурная композиция которого изображает детей, ловящих гусей ко дню святого. Именем св. Мартина иногда называют и весь собор.

Боннский Кафедральный собор имеет почётный статус малой папской базилики.

Старая ратуша

Здание Altes Rathaus в стиле рококо было построено в XVIII в. по распоряжению курфюрста Клеменса-Августа. В верхней части фасада находится герб города Бонна. Ниже него расположены часы, окружённые скульптурными рельефами. Особое внимание привлекает изящная позолоченная лестница. В бытность Бонна федеральной столицей с её верхней площадки выступали государственные деятели многих стран.

С постройкой Новой ратуши в районе Nordstadt в 1978 г. переехал муниципалитет. Здание Старой ратуши отвели под резиденцию бургомистра. Оно также используется в представительских целях. Свадебный зал можно арендовать для бракосочетаний.

Дворец Поппельсдорф

Замок Poppelsdorfer Schloss в стиле барокко был сооружён в первой половине XVIII в. как резиденция кёльнских архиепископов. Строительством заочно (в письменной форме) руководил французский архитектор Робер де Котт. Внешний вид дворца должен был походить на итальянские ренессансные виллы. Четыре флигеля дворцового комплекса Поппельсдорф образуют его квадратный внутренний двор.

После наполеоновских войн Рейнский регион был присоединён к Пруссии. В 1818 году дворцово-парковый ансамбль был передан Боннскому университету. Огромный сад преобразовали в ботанический парк. Сейчас в нём произрастает около 8 тысяч видов растений, и находится 11 теплиц. Во дворце располагаются естественнонаучные факультеты Боннского университета, и действует Mineralogisches Museum der Universitat Bonn.

Замок Годесбург

В начале XIII в. на холме Godesberg вблизи нынешнего одноимённого курортного пригорода Бонна был сооружён крепостной замок Godesburg. Строительство инициировал кёльнский архиепископ. Крепость неоднократно выдерживала осады вражеских войск, но в конце XVI в. пала под ударами баварцев. Среди развалин крепостной стены был найден раритет – римская плита, датированная 200 г., копию которой можно осмотреть и в наше время.

Читать еще:  Максимальный объем файла в fat32

Полуразрушенная крепость пролежала в руинах около четырёх веков, после чего за её реставрацию взялся немецкий архитектор Готфрид Бём. В частично восстановленном замке Годебург ныне функционирует пользующийся популярностью ресторан с несколькими залами, и двухэтажный отель. Здесь проводятся свадебные церемонии. С сооружённой на башне замка смотровой площадки открывается впечатляющая рейнская панорама.

Двойная церковь

На противоположном старому Бонну берегу Рейна находится его пригород Шварцрайндорф. В нём расположена построенная в XII в. Doppelkirche Schwarzrheindorf: церковь назвали «двойной» из-за наличия в ней автономных алтарей. Верхняя церковь Девы Марии предназначалась для знати, а нижняя св. Климента – для простолюдинов. К верхнему входу ведёт каменная лестница в южной части церкви. Он открыт только по субботам и воскресеньям.

Другая особенность Doppelkirche Schwarzrheindorf – красивые средневековые фрески, покрывающие стены обоих уровней. Некоторые из них – ровесники церкви.

Doppelkirche Schwarzrheindorf. Внутреннее убранство

Музейная миля

Особенность многих немецких городов – локальная концентрация музеев. Можно вспомнить берлинский Музейный остров, франкфуртскую Набережную, мюнхенский Квартал. А в Бонне есть Museumsmeile – «Музейная миля». Она образовалась в середине 90-х годов, когда к югу от городского центра в радиусе мили от существовавшего музея зоологии Кёнига появилось несколько крупных музеев и культурных объектов.

До рассматриваемых ниже музеев нетрудно доехать по внутригородской железной дороге. Museum Koenig расположен рядом с одноимённой станцией. Немецкий музей находится недалеко от станции Hochkreuz/Deutsches Museum Bonn. Для проезда к остальным объектам следует сойти на станции Heussallee/Museumsmeile.

Музей зоологии

Самый старый – Zoologisches Forschungsmuseum Koenig. Александр Кёниг был сыном богатого фабриканта, но с детства увлекался естествознанием, особенно зоологией. Став наследником отца после его смерти, он в 1912 г. основал «Музей естественной истории». После потери значительной части своего состояния он передал музей и коллекцию государству. В 1934 г. в монументальном здании в стиле классицизма был открыт Музей зоологии Кёнига.

Zoologisches Forschungsmuseum Koenig

В нём в естественной среде обитания можно видеть миллионы птиц, млекопитающих, насекомых, рептилий и даже древних ископаемых, собранных из азных стран.

Кроме головного здания, Зоологический музей занимает также принадлежавшую отцу Кёнига виллу, частный музей и «класс Наумана». Так по фамилии преподавателя и бывшего директора Музея называют здание с коллекцией членистоногих и лабораторией.

Дом истории ФРГ

В полукилометре от музея Кёнига расположен Haus der Geschichte der Bundesrepublik Deutschland. В этом музее представлена послевоенная история Германии, включая период параллельного существования двух немецких государств – ФРГ и ГДР. Идея создания такого музея принадлежала бывшему канцлеру Гельмуту Колю. Воссозданы типичные квартиры 50- х годов в ФРГ и ГДР. Демонстрируются повседневные бытовые предметы западных и восточных немцев, включая послевоенные талоны и персональный железнодорожный вагон федерального канцлера.

Haus der Geschichte der Bundesrepublik Deutschland

Музей изобразительного искусства

Ещё через метров двести расположены два культурных объекта, разделяемые площадью Museumplatz. Первый из них – Kunstmuseum Bonn, основанный в 1947 г.

Экспозиция Музея изобразительного искусства посвящена немецкому искусству второй половины XX в. Акцент делается не на равномерном хронологическом охвате, а на отдельных творческих направлениях. В частности, в музее подробно представлено творчество рейнских экспрессионистов, а также современная графика разных стран.

Художественный и Выставочный зал ФРГ

Kunst und Ausstellungshalle der Bundesrepublik Deutschland расположен в очень оригинальном здании, спроектированным австрийским архитектором Густавом Пайхлем.

Kunst und Ausstellungshalle der Bundesrepublik Deutschland

На его крыше находятся три башни, вокруг которых на террасе разбит сад. В летний период в нём, а также на смежной площади Museumplatz. часто проводятся культурные мероприятия, в частности, ежегодный музыкальный фестиваль. 16 колонн перед зданием соответствуют числу немецких административных земель. Выставочно-художественный зал – одно из лучших пространств для проведения выставок международного уровня.

Kunst- und Ausstellungshalle der Bundesrepublik Deutschland

Боннский филиал Немецкого музея

Deutschen Museum Bonn находится несколько в стороне от вышеописанных объектов. Его экспозиция посвящена современной науке и технике в Германии. Представлены пионерские разработки немецких учёных, сделанные в послевоенный период. Много работающих макетов, которые можно опробовать.

Deutschen Museum Bonn

Музей женщин

Из боннских музеев вне Museumsmeile наиболее оригинален и популярен Frauenmuseum. Этот музей, посвящённый женщинам и их роли в развитии человечества, был открыт немецкой художницей и феминисткой Марианной Питцен в 1981 г. Её первоначальный план состоял в организации выставочного пространства для немецких художниц. С момента образования в музее было показано свыше 2,5 тысяч картин. В дальнейшем выставки дополнились постоянной музейной экспозицией, обозревающей роль женщин с древних времён до наших дней.

Заключение

Спокойствие и размеренность – лейтмотив Бонна. Их не поколебали даже несколько десятилетий столичного статуса. А ещё Бонн – город, давший человечеству музыкального гения.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: